Совсем недавно я описала в своем блоге жалобы инвалидов нашего города.
http://gull-25.livejournal.com/22486.htmlПока никаких проверок нет, но удалось уговорить "Новую газету" сделать материал на эту тему.
Материал выйдет 5 ноября.
Размещаю текст
от такая статья выйдет в "Новой газете" в четверг, 5 ноября.
Что отнять у обездоленного?
В приморском городе Артёме назревает скандал с продажей жилья инвалидов
Приватизированное жилье - зачастую самая большая ценность из имеющегося в многих россиян. Однако, как отметили в Артемовском городском отделении Приморского отдела ВОИ (Всероссийского общества инвалидов) речь может идти о функционировании схемы по лишению социально незащищенных и одиноких инвалидов этой ценности. Татьяна Маторина, председатель правления Приморского ВОИ, изучив подозрительные случаи, ставшие известными активистам общества инвалидов, обратилась к письмом с главе городской администрации Артёма Владимиру Новикову - поскольку дело касалось лиц не только частных, вроде работников риэлторского агентства, но и лиц вполне официальных и должностных - руководителя и сотрудников отдела опеки и попечительства по городу Артёму и некоторых учреждений здравоохранения.
Так в документе отмечались случаи, когда инвалиды, оставшиеся одинокими, а также из числа имеющих право на улучшение жилищных условий согласно Федеральному Закону 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов РФ» и вставших на учет до 2005 года, лишались своих жилищ. Схема применялась примерно следующая: инвалида, через суд по заявлению отдела опеки и попечительства, признают недееспособным. Назначают ему опекуна - в некоторых случаях из числа работников отдела, или из психиатрической больницы - после чего инвалида помещают в стационарное психиатрическое учреждение, а принадлежавшее ему жилье опекун продает. Как правило - при посредничестве одного и того же риэлторского агентства М. В других вариантах схемы инвалидам, взамен квартир или домов в Артёме, приобретались жилые помещения в пос. Новонежино, Смоляниново, а иногда им даже делали на время регистрацию по месту жительства с адресом: г. Артем, ул. Хасанская, 1 - то есть, по адресу психбольницы.
Когда же представители Артемовского отделения ВОИ стали по этим фактам возмущаться и бить тревогу, то в кругах заинтересованных лиц пошли разговоры, что активисты ВОИ сами якобы «хотят присвоить жилье» и действуют отнюдь не бескорыстно. Также с ними, как указывала в своем письме мэру Артёма Татьяна Маторина, пытались и договориться, предлагая участие в таких сделках и определенный процент с таковых.
Письмо с вопиющими фактами, ряд из которых подтвердился при выборочной проверке в рамках журналистского расследования и проверки информации, было передано активом Приморского ВОИ по г. Артему еще в конце сентября. И по некоторым данным господин Новиков хоть и принял документ без какой-либо регистрации входящей корреспонденции, но пообещал передать его в УФСБ по Приморскому краю для детальной проверки. Даже, наверное, передал - судя по тому, что в отделе опеки и попечительства спустя некоторое время была замечена активность в работе с документами, а на Татьяну Маторину, которая страдает онкологическим заболеванием, пошел довольно жесткий, хотя и совершенно не официальный прессинг.
Конечно, можно надеяться, что наши чекисты, с «чистыми руками, холодными головами и горячими сердцами» по выражению Феликса Дзержинского, разберутся досконально во всей этой истории, выглядящей, прямо скажем, более, чем некрасиво на первый взгляд. И расставят все точки. Но как быть с инвалидами Сергеем Громовым (1989 года рождения, ставшим пациентом психоневрологической больницы «Заречное», которому кто-то помог экстренно приватизировать однокомнатную квартиру после смерти его матери, а затем - «по недееспособности» отправили в медучреждение); Евгением Матвеевым (1984 года рождения, лишившимся после смерти бабушки добротной двухкомнатной квартиры в городе Артеме и получившего взамен «двушку», но уже в Новонежино); или Перцевым (у которого вместо частного дома по ул. Депутатской в Артеме и благоустроенной квартиры на ул. Черноморской, заботами отдела опеки и сотрудницы психбольницы «образовалась» квартира в бараке на ул. Полевой), а также со многими другими людьми, в материале не упомянутыми?
Очень хочется верить, что справедливость будет восстановлена, что виновные понесут заслуженное наказание, а у людей и без того обездоленных тяжкими недугами впредь не будут отнимать единственную их ценность - собственный угол. И ведь более всего пугает то, что подобные деятели, укрывшись под «государственной крышей» отделов опеки и медучреждений, могут годами безнаказанно обирать и без того самых незащищенных - стариков, инвалидов, сирот - присваивая себе даже то малое, что дает им государство.
Виктор БУЛАВИНЦЕВ.