Кто говорит, что в России нет социальных лифтов? А как же Толя Сердюков - обыкновенный паренек из Кубанской станицы, сирота. Учился в вечерней школе, потом в Ленинградском институте торговли. Работал заведующим секцией в мебельном магазине. Потом стал коммерческим директором магазина, а потом и в холдинг «Мебель-Маркет» перешел, и даже его директором стал. Карьера хорошая: за 13 лет от прилавка в управляющие, значит был смышленым и деловым мужиком. Жена, сын - все как у людей.
Но в 38 лет он встретил ЕЕ - Юлию. Встретились в Санкт- Петербургском университете, где оба получали втрое высшее образование - юридическое. Влюбленные бросили свои семьи и создали новый союз. Случайно Юля оказалась дочерью Зубкова, в то время заместителя министра РФ по налогам и сборам. И тут у Анатолия поперло: в 2001 году Сердюков получил диплом юриста, через три года защитил кандидатскую диссертацию, а в 2006 году стал уже доктором экономических наук. Тут все по честному, не так как у тезки Чубайса. И автореферат есть в открытом доступе, и тема понятная: «Формирование и реализация налоговой политики современной России»
******
С 2000 года Анатолий Сердюков начинает стремительно продвигаться по карьерной лестнице на государственной службе. Конечно же, в том ведомстве, где тесть начальник. Первая должность - заместитель руководителя одной из налоговых инспекций в Санкт-Петербурге, но уже через год он становится заместителем налогового управления по Северной столице. А уже в 2004 году Сердюков стал министром налогов РФ. Он вычистил почти всех старых служак и заменил их своими, в основном питерскими. Изменил систему отслеживания налогооблагаемой базы. Руководители местных налоговых служб больше не имели возможности прятать концы в воду, т.к. стали централизованно отслеживаться все фирмы «прокладки». Эффективность работы Сердюкова легко можно оценивать, ведь ее критерием является повышение собираемости налогов. Так вот, уже в 2005 году налогов было собрано на $10 миллиардов больше, чем собиралось при предшественнике. Именно эта, выстроенная Сердюковым информационная база, позволила собрать доказательную базу о недополучении отчислений на сумму примерно в $27 миллиардов с фирм ЮКОСа. В конечном счете, это сыграло определяющую роль при банкротстве империи Михаила Ходорковского и распродаже его активов.
Сердюков не был менеджером в деле ЮКОСа, налоговым процессом управлял начальник правового департамента налоговой службы Антон Устинов. Он отчитывался напрямую замглавы администрации президента Игорю Сечину. Сердюков же прикрывал Устинова и жестко посылал всех, кто к нему приходил договариваться о деле ЮКОСа: этого нельзя сделать, того нельзя, это не по закону. Он не проявлял никаких эмоций и ни с кем не договаривался, на предложения взяток не велся. Менеджеры ЮКОСа просили его об отсрочке платежей, значит претензии признавали, но Сердюков арестовал счета. Вскоре ЮКОС был обанкрочен. Отметим, что в деле банкротства Юкоса Анатолий Сердюков выполнил роль стены, в которую бились лбами олигархи, их покровители, а в это время работу делали другие люди.
******
Следующей империей, которую нужно было срочно реформировать стало Министерство обороны. Дело в том, что после распада СССР в России было неспокойно всегда. Армию нельзя было злить, ведь только она может перестать сдерживать народные волнения. Минобороны знало, что их никто не тронет и не проверит. К моменту распада в СССР было 3863 высших офицера на более чем трехмиллионную армию. Армия стала резко сокращаться, а число генералов никак не сокращалось, а даже росло. В 1992 году на 2,822 млн военнослужащих приходилось 2200 генералов и адмиралов, а в 1997 году на 1,7 млн солдат - 2865. Еще Ельцин пытался сократить их число до 2300. Путину удалось к 2003 довести численность до 1382 генерала. Что могут предпринять эти люди? Вспомните хотя бы Руцкого, который приказывал ВВС бомбить Кремль. Цифровым ориентиром тут были вооруженные силы США, в которых на армию в 1.9 млн. человек приходится 896 человек высшего руководства.
Почему я так подробно про генералов? Именно они определяли приоритеты расходования средств, выделяемых на оборону страны. А тратили деньги на строительство баз отдыха, дорог к ним, всяких военторгов и т.п. А в это время офицеры жили где попало, воинские части ликвидировали, офицеры разбегались, вместо ремонта казарм солдаты красили траву и белили бордюры. И вот тут и прилетело - Путин поставил министром обороны Сердюкова. Генералитет был возмущен. Они писали обращения к депутатам, президенту. Но Сердюков уже все это проходил в Министерстве налогов. Он умело отбивал все атаки.
Мой одноклассник Володя в это время служил в штабе. На парадах, что проходили на Красной площади, сидел за рулем машины, которая возила Сердюкова. Володя - виртуоз вождения, Сердюков с его массой даже не качался при движении. Мы часто встречаемся, однажды я спросила: «А вам не стыдно за министра?» Володя сказал, что это - ширма, в основном для иностранцев, они должны видеть развал нашей армии во главе с «табуреткиным». На самом деле армию реорганизовывают совсем другие люди. Их вам покажут, но попозже.
Стоит отметить, что министром обороны Анатолий Сердюков стал в непростой период для отечественной армии. Она нуждалась в кардинальном реформировании, было необходимо осваивать значительные объемы бюджетных средств, а для этого требовались грамотные и высокопрофессиональные специалисты. С этой задачей и было поручено справиться министру Анатолию Сердюкову, как опытному экономисту. Путин, разъясняя свое решение о назначении Сердюкова министром обороны необходимо, учитывая особенность текущего момента.
Сердюков первым делом избавился от непрофильных объектов. Разобрался с избыточными службами, безжалостно сократил обслуживающий персонал, а тех, кто нужен, стали набирать из гражданских лиц. За короткий срок в армию вернулись офицеры, что были за штатом, всех обеспечили квартирами, повысили оклады. Во Владивостоке, например, был выстроен целый микрорайон в Снеговой Пади для семей военных. Перевооружение армии шло тихо, даже скрытно. Но заводы, на которых это происходило, были оснащены новым оборудованием. Военнослужащих стали поощрять добавками к окладу за хорошую физическую подготовку, были установлены нормативы физической подготовки. Пузатые генералы не выдержали нагрузки. Заметьте, все это делалось под улюлюкание толпы блогеров, журналистов и сокращенных военнослужащих. Но Сердюков сумел держать лицо, прикрывать тех людей, что занимались реконструкцией и модернизацией нашей армии. И справился с поставленной задачей за те же пять лет, что ему потребовалось для реорганизации налоговой службы России. Сейчас в армии России чуть более миллиона военнослужащих и около 900 генералов.
******
Случилось непредвиденное - Сердюков влюбился. Мы же поняли - он работал ширмой для того, чтобы скрыть перевооружение армии и сам руководил экономикой всего этого процесса. Под его руководством работала Васильева. Она организовывала процедуры продажи непрофильных объектов. Сердюков влюбился, да так, что перестал приходить домой к жене Юлии, которая как мы помним - дочка министра. Представляете, что происходило в семье Зубкова: «Мы его на помойке нашли, доктором наук сделали, потом одним министром, потом другим... а он нам фигвам показывает!» Сердюкова наказать нельзя, его сам Путин защищает. Решили мстить Васильевой - коварной разрушительнице семьи. Дело состряпали смешное: взяли у оценочной фирмы стоимость объектов, по которой имущество МОЖНО БЫЛО БЫ ПРОДАТЬ и сравнили с той суммой, по которой оно ПРОДАНО В РЕАЛЬНОСТИ. Вычли из первого второе и получили УЩЕРБ. Попало ли что-нибудь из этого в руки Васильевой не нашли, да этого никто и не просил. Виртуальный ущерб вменили Васильевой.... Мне много раз приходилось делать оценку имущества, особенно при разводах. Хоть в стандартах оценочной деятельности и записано, что оценки у разных специалистов должны сходится, но достичь этого практически не удается. Самой точной суммой остаётся та, по которой объект купили. Этот постулат каждый, кто хоть что-то продавал в своей жизни, проверил.
Но и тут Сердюков остался верен себе: не обращал внимания на слухи и домыслы В суде выступил свидетелем и сказал, что ущерба Министерству нанесено не было. Дождался Васильеву из колонии, развелся с Юлей, женился на Евгении. Пара взяла троих приемных детей и создала большую семью. Целую серию стихов Евгения Васильева посвятила своему возлюбленному Толику.
Асимметрия с нами случилась,
Асимметрия в дом наш явилась,
Ты кусаешь меня безумно,
Сердце каменное неразумно.
Разожми свою челюсть клыкастую,
Безоружная я, безопасная.
Буду я покорно, услужливо
Твоё сердце из камня выуживать.
А сплетни про Сердюкова и Васильеву продолжают гулять в интернете. Думаю, что их создание и распространение входило в проекты Кремля по реорганизации министерств, решивших работать в свое удовольствие...