Проект "Коммунизм" - практическая реализация

Apr 15, 2021 12:42


      С такой идеей и лозунгом «Назад к природе»  50 горячих финских парней создали коммуну  и отправились в Приморский край  в конце 19 века  для ее реализации. Руководил коммуной легендарный шкипер Гек.

Фридольф Фабиан Гек родился на юге Финляндии, входившей тогда в пределы Российской империи. В 12 лет  он убежал из дома и нанялся юнгой на бриг «Ольга», затем поступил в мореходную школу в порту Або (ныне Турку). В 1857 году устроился гарпунёром на бриг «Граф Берг», принадлежавший Российско-Финляндской китоловной компании, что и определило его судьбу: именно тогда Гек впервые попал на Дальний Восток и освоил ремесло китобоя. А в 1863 году, имея необходимый плавательный ценз, вернулся в Финляндию и получил диплом «вольного шкипера» - судоводителя, не состоящего на государственной службе.



К концу 70-х годов 19 века  в великом княжестве Финляндском наступил трудный период. Из-за регулярных неурожаев Финляндия переживала голод и безработицу. Как всегда в такие периоды активизировались  противники режима, рассказывающие народу как правильно руководить страной.  Идеалом считали  некое справедливое общество, объединенного единым устремлением к счастью, радостному общению и справедливому  распределению продуктов труда. «Капитал» Маркса только что вышел,  Гек его не читал,  а Ленин еще не родился.
     Александр II предложил переселяться на Дальний  Восток для реализации своих мечт.  Финны то ли жили беднее украинцев, то ли были  большими фаталистами, но призывы царя услышали первыми.  Летом 1868 года в из финского  Або (ныне Турку)  в  Приморский край отправилось 2 судна.  Это было первое в истории русского Дальнего Востока кругосветное переселение людей морем.  Путь длился пять месяцев. На одном судне находились 55 человек, некоторые с семьями - они намеревались заниматься сельским хозяйством и ремесленничеством. На другом судне было 53 человека, они собирались заниматься морским промыслом. Капитаном на нем был шкипер Гек, он увлекся охотой на китов, три года их ловил, усовершенствовал конструкцию гарпуна и даже запатентовал  эту конструкцию в США.  Земледельцы прибыли на судне «Находка» - по имени этого судна и назван город на побережье Приморского края.  Вторым судном был китобойный парусный бриг «Император Александр II».



Прибывшие на китобое решили основать коммуну, руководить которой назначили Гека. В составе будущей коммуны в  основном   были такие же молодые мужчины, как сам Гек, но были среди будущих колонистов и несколько семей. Из профессий были представлены:  инженер, провизор, фермер, бондарь, винодел, садовник, кузнец и два купца. Также в путь отправились юноши, которым предстояло обучаться мореходному делу,    и несколько молодых девушек, которые в силу своей бедности раньше находились на попечении города, а теперь им предстояло выполнять роль кухарок и прачек для колонистов.



Фотография сделана на прощальном ужине в Або. В центре - Гек

Переселенцы   во главе с  Геком решили обосноваться на берегу залива Стрелок в 80 километрах от Находки. Свою  мечту- коммуну назвали «Стрелок» в честь места, где расположился их новый дом. Колонисты разделились на две группы: одна должна была сосредоточиться на китобойном промысле, другая - вести хозяйство. Доходы договорились  делить поровну. Планы и мечты, однако, в скором времени разбились о суровую действительность. Ловить китов оказалось не так просто, как они думали. До наступления холодов финны не успели заняться фермерством. Первая зима 1869-1870 прошла в экстремальных условиях: было построено несколько домиков, но многие переселенцы  практически жили в землянках, в  общем доме для неженатых мужчин был земляной пол.  Дом этот был построен китайцами до поселения  финнов в бухте «Стрелок».



Первый дом переселенцев в Стрелке, 1869. Ранее он принадлежал китайцам, но был пуст, когда группа Гека решила поселиться в этих местах.

В марте у коммуны закончилась мука. За хлебом колонисты отправились в Находку, где находились переселенцы с первого судна. Глава того поселения   с пониманием отнесся к трудностям своих земляков и помог им пополнить запасы еды, благодаря чему колонисты не умерли с голоду в первую зиму.

Летом 1870 года Гек отправился в Охотское море за китами.  Однако осенью его экспедиция  вернулась с пустыми руками: ловля снова не удалась. Те, кто остались в поселке, не смогли собрать урожай: выросла только картошка. Эти горе- фермеры  не хотели  делиться  картошкой  с неудачными рыболовами.  Проявилось древнее человеческое качество: свой огород был ближе и дороже общих идей и целей. Желания работать на других не оказалось. Все чаще стали возникать конфликты на почве зависти к чужому успеху, с одной стороны, и злости из-за лени и безалаберности товарищей, с другой. Лозунг «От каждого по способности - каждому по потребности» не сработал.

В ноябре 1870 года, спустя год и два месяца после прибытия колонистов на Дальний Восток, в «Стрелке» состоялось собрание, на котором эмоции бурлили через край: Гек со своими единомышленниками хотел, чтобы колония продолжила свое существование, но они оказались в меньшинстве. Коммуна была распущена голосами 21 : 5 ( женщины и дети голосов не имели). После этого большинство финнов уехало обратно в Финляндию, однако самые стойкие и убежденные переселенцы во главе с Геком остались. Они выкупили земли, которыми раньше владела коммуна, и продолжили жизнь на берегу залива Стрелок. Китобойное судно им пришлось вернуть в качестве возврата за полученную от царя ссуду на переселение, но за год они заработали на небольшое суденышко и на нем добывали рыбу. Добирались до необитаемых островок и там охотились.



Гек  ничего не знал ни о социализме, ни о коммунизме. Он просто хотел построить идеальное сообщество, в котором все были бы равны, у всех была бы одинаковая зарплата и равное положение. Идеализм членов «Стрелка», однако, потерпел крах, столкнувшись с реальностью. Они были идеалистами, которые верили, что окажутся в прекрасном месте, где земля плодоносит и море изобилует китами. Ведь не случайно рай описывают как место, где всегда тепло, нет ветров и штормов, а земля сама приносит плоды.  Однако  на деле  трудности начались еще во время морского путешествия. Возникали трения между членами экспедиции. А когда они прибыли на место и оказалось, что обещания были куда радужнее реальности, то настроение  ухудшилось. Переселенцы думали, что китобойный промысел будет приносить им большой доход, однако умел добывать китов только Гек. К тому же оказалось, что в этих водах китов было мало, нужно ходить в Охотское море. Поймать китов Геку удалось два или три раза, скорее всего это были дети китов или больные особи. Снаряжение  было плохим, а навыков у команды не было вовсе. Один Гек три года ловил китов, ему приходилось быть и штурманом и гарпунером.

Гек  верил, что на Дальнем Востоке России можно вести успешный бизнес, то есть заниматься ловлей китов и охотиться на пушных зверей. Он и раньше ходил в этих морях и хорошо себе представлял потенциал этого края.  Царское правительство предоставило ссуды, освобождение от налогов на 25 лет, предоставило судно. При таком раскладе грех не осуществить свою мечту в коммунизм.  И единомышленники нашлись.   Он собирался ловить китов, а остальные должны были возделывать землю. Переселенцы верили, что земля там плодородная, а климат - приятный. Гек хотел до последнего сохранить коммуну, даже после того, как другие уже разуверились в ней.  Геку было 42, когда он создавал коммуну в   Приморье. После отъезда большой группы финнов Гек переселился в другую бухту, сейчас она называется «Безверхово». Здесь он и провел вторую половину своей жизни, женился, построил имение на месте нынешнего заповедника «Земля леопарда». Его семью вырезали китайцы, но сыну удалось убежать.  Внук Гека сейчас является главой поселения, в котором стояла усадьба вольного шкипера Гека.

история, переселенцы

Previous post Next post
Up