Всегда интересен взгляд со стороны на то, что кажется повседневным и обыденным. Мне попалась статья об Уссурийске - городе моего детства. Здесь я выросла, закончила школу. Я буду цитировать
автора и сразу же комментировать. Комментарии выделены курсивом.
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
В Уссурийске, втором по значению городе и главном узле дорог Приморского края, есть огромный вокзал 1930-х годов. Но фасад его глядит в сторону центра, а за путями скрывается колоритная Железнодорожная слобода.
Это фото сделано с виадука, мы с подружками с раннего детства бегали на вокзал, там в буфете продавались печеные яблоки по 8 коп. и языки из слоеного теста по 10 коп. А еще стоял целый ряд автоматов с газировкой по 3 коп. и в каждом автомате был свой сироп, мне нравился вишневый.
Центром Железнодорожной слободы является проспект Блюхера, он тянется с юга на север. Открывает проспект путейская больница (1898):
На самом деле это не первое здание на четной стороне проспекта, в самом начале есть еще небольшое предприятие. А в этом здании на первом этаже располагалась терапевтическое отделение, а на втором - хирургическое. Справа от входа - два окна, там была ординаторская и небольшой кабинетик зав. терапией, это и было место работы моей мамы. Больничный городок занимает целый квартал в длину и два- в ширину.
Следующий за больницей дом путейского врача Арестова - справа и учительские квартиры - слева. Это дом построен в 1907 году. В 1925-26 его национализировали и он стал Клубом железнодорожников имени Андрея Чумака:
В этом здании, в правой половине, был детский садик до 1960 года. Я в него ходила сама примерно с 5 лет, а брата, который был меня младше на полтора года вела за ручку. Из садика домой мы тоже ходили сами, главное пройти под окнами маминого кабинета и помахать ей, дескать, все хорошо. Потом вместо садика туда перенесли начальные классы нашей школы и учебный класс для занятий трудами девочек. Нас учили шить, вязать, варить. Учили хорошо, т.к я шила одежду себе, сыну, а на вязании даже зарабатывала. Школа до сих пор использует эти помещения.
Следующее здание - сама школа (1886) с белёным торцом, одна из старейших на Дальнем Востоке:
Вот эту школу я и закончила. До 1966 года в школе было печное отопление. В каждом классе стояла круглая печь, которую топили перед утренними занятиями. Было тепло. Потом к старому зданию пристроили новое и провели отопление во все помещения старого здания. Школа была образцовой в МПС, мы с 1967 года все учились в одну смену, а после занятий были всякие кружки. Помещения для них и были в этом старом здании, еще здесь остались столовая, большая раздевалка, учительская, кабинет директора и актовый зал.
Напротив школы возвышается Четорик - так местные называли 4-этажку (1936), воздвигнутую для железнодорожных специалистов:
На этом снимке слева видно здание новой школы, пристроенное к той, что на предыдущем снимке. В этом доме жила и живет сейчас моя лучшая школьная подруга, точнее, мы с садика дружим. На первом этаже располагаются два магазина. Один из них был продуктовым, второй - промтоварным. В продуктовом магазине продавали икру минтаевую, она была в огромных бочках, в таких же бочках была и сельдь соленая, китовое мясо лежало большими кусками в витринах- холодильниках.
Помню, как во времена дефицита хлеба мы занимали очередь до открытия магазина, на площадке перед ним собиралась вся слобода. Мы выбегали на дорогу и высматривали хлебовозку. Эту толпу в помещение магазина не запускали даже зимой - зал там был небольшой. На переменках мы часто бегали в Четорик - покупали слойки или брикетики какао, а потом их грызли. В школе были и столовая, и буфет, но почему-то помнятся вот эта булка и твердый брикет. Под магазином было бомбоубежище. Раз в год у нас проходили учения. Бомбоубежище открывали, и мы туда таскали «раненых», знали где и что находится. А сверху здания - огромный чердак. Если моим друзьям удавалось добыть от него ключ, то мы там устраивали «штабы» и играли. Помню как летом мы вылезали на крышу и рассматривали окрестности. Тогда еще начало и конец рабочего дня обозначали заводскими гудками. Это было сигналом и для нас - мы уходили с чердака, запирали дверь и чинно-благородно как примерные дети встречали своих родителей. Если вы думаете, что это- развлечения слободской шпаны, то ошибаетесь. В доме жили управленцы Дальневосточной железной дороги, отец моей подруги, например, главный инженер. Потом, во взрослой жизни все стали успешными людьми.
Магазины проданы в частные руки, новый владелец его назвал «Четорик» - такая вывеска сейчас там висит.
Получилось довольно длинно. Продолжение следует.