Писать надо лишь о том, от чего не спится по ночам

May 29, 2015 21:58

Уезжая в отпуск, убедительно прошу посмотреть в выходные вот эту передачу на канале "Культура", она была 27 мая, речь шла о пьесе Вампилова "Старший сын"

image Click to view




К сожалению, заготовку превратить в полноценный пост не успеваю, но откладывать не хочу, так сильно желание поделиться эмоциями от услышанного. Так рада, что и другие люди так воспринимают тексты Вампилова. Он гениален. И мне иногда думается, что рано он ушел, не дожив до 35-летия, не просто так, а для того, чтобы привлечь обостренное внимание к его произведениям. Его ушли свыше - именно с этой целью. Чтобы остановить людей, человечество от падения в бездну.




И добавлю еще одну статейку, непосредственно относящуюся к видео.
http://radiovera.ru/zakladka-pavla-kryuchkova-aleksandr-vampilov-starshiy-syin.html#.VWf3IJBwtvt

«[Бусыгин] Я иногда посещаю лекции, изучаю физиологию, психоанализ и другие полезные вещи… У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто… Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Человека надо напугать или разжалобить!».

Это была реплика одного из главных персонажей пьесы Александра Вампилова «Старший сын», - пьесы, написанной в 1960-е годы, и обошедшей едва ли не все наши театры, включая самые крупные, столичные. Правда, столичные - уже только после гибели драматурга, не успевшего встретить своё 35-летие.
Фрагменты фонограмм для закладок я взял из одноименного фильма Виталия Мельникова. Студента Володю Бусыгина, выдающего себя за якобы нашедшегося сына стареющего концертного музыканта, там сыграл (как вы слышали) - Николай Караченцов. Роль же «отца», Андрея Сарафанова - исполнил Евгений Леонов.
Итак, два студента-гуляки опоздали на электричку. Ища тепла, еды и ночёвки они подслушали у подъезда имена жильцов, поднялись в избранную квартиру и один из них объявил себя сыном бывшего гастролёра… Чистый, простодушный человек, воспитавший после развода двоих детей (они присутствуют в пьесе), ему поверил. Да так поверил, что ночью наш студент, волнуясь, обозначил Сарафанова - в разговоре с приятелем - как …святого. Словом, он по-настоящему растерялся, захотел, было, дать поскорее дёру, да не сумел. К всему прочему, в ту бессонную ночь ему - как старшему сыну - доверили сокровенное:

«[Сарафанов] Каждый человек родился творцом, ну, конечно, каждый в своём деле. И каждый, Володя, должен в меру своих сил, способностей - творить, - чтоб лучшее в нем… чтобы самое хорошее в нем оставалось - другим. Оставалось людям! Я поэтому сочиняю…»

Дочь Сарафанова - Нина - доверительно рассказала новообретенному «брату», что её мать, смеясь, называла своего мужа «блаженным», что её отец издавна сочиняет кантату «Все люди братья», и что за годы он написал «целую страницу».
…Даже если бы этих слов - «святой» и «блаженный» - не было, если бы в пьесе Вампилова не слышалось эха евангельской притчи о блудном сыне (оговорюсь, что Володя Бусыгин, начая свою игру, мстительно помнил о личном безотцовстве), - я всё равно знал бы наверняка, что «Старший сын» - есть подлинное христианское сочинение, написанное в те годы, когда начальство пообещало предъявить публике последнего живого священника. Впрочем, вряд ли Вампилов об этом так думал.
И дело не в том, что я сам долгое время рос без старшего мужчины в доме.
Просто эта пьеса и этот фильм, видимо, оказались для меня первыми уроками христианской любви, преподанными языком драматургии, языком лицедейского искусства. Так вышло.

«[Сарафанов] Я сейчас возвращался домой, и думал. Размышлял о жизни. И что ни говори, а жизнь мудрее всех нас, живущих и мудрствующих. Она милосердна, она справедлива. Героев она заставляет усомниться, а все тех, кто сделал мало, или… ничего не сделал, - но проживших жизнь с чистым сердцем, понимаешь, Володь? - она утешает. Ты понимаешь? Она утешает».
Героев она заставляет усомниться, а проживших с чистым сердцем - утешает…
Надо ли говорить, что сей монолог о жизни - есть приближение к подлинной религиозности?
Незадолго до своего ухода, Евгений Леонов, переживший долгое коматозное состояние, после которого он сумел вернуться на сцену, дал телеинтервью.
Этот монолог показали годы спустя .
«Я теперь стал верить… ну, не в Бога, я так быстро переделаться не могу», смущенно оговорился великий артист перед своим невероятным признанием. «…А в то, что выше закона может быть - любовь, выше права - милость, выше справедливости - прощение».
За много лет до этих исповедальных слов, сыгранный Леоновым отставной музыкант Сарафанов, - получивший в финале «Старшего сына» покаянное признание сокрушённого самозванца («Я и сам уже не верю, что я вам не сын»), - произнес свои святые слова, обессмертившие имя молодого драматурга Вампилова:

«[Сарафанов] Что бы там ни было, а я считаю тебя, Володя, своим сыном. Вы все мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я люблю вас. А это - главное».

Горькая реплика вырвалась у режиссера Олега Ефремова, после того как пьесы Александра Вампилова пошли на столичных сценах без своего родителя: «Мы не почувствовали, что каждая его строка пропитана сознанием какой-то высшей цели». Сам же Вампилов любил повторять так: «Писать надо лишь о том, от чего не спится по ночам…»

Александр Вампилов. Художник: Квасов Юрий Николаевич.

мысли, литературоведение, смысл жизни

Previous post Next post
Up