Ещё раз про вычислимость, теорему Гёделя о неполноте, алгоритмизуемость человеческого сознания и Роджера Пенроуза, получившего в этом году Нобелевку.
Почему это интересно?
С одной стороны это одна из наиболее удивительных и неожиданных теорем математики - о том, что (если опустить детали) в любой математической системе найдутся утверждения, которые
(
Read more... )
Reply
То есть, не существует алгоритма, который способен ответить на вопрос останова про любой другой алгоритм, но при этом не существует алгоритма, про который невозможно сказать, остановится он или нет - правильно?
А почему, из чего это следует? В частности, почему гипотеза Гольбаха не может являться гёделевским утверждением?
Reply
Reply
И да, я о том и говорил, что Пенроуз (если я его правильно понял) считает, что человек из недоказуемости утверждения о том, остановится ли алгоритм, делает вывод, что этот алгоритм не остановится, а машина такой вывод сделать не сможет, т.к. формально этот вывод из аксиом не следует.
Добавление аксиомы о том, что все гёделевские алгоримы будем считать не останавливающимися, не изменит ситуацию, потому что утверждение о том, что этот алгоритм гёделевский, тоже может оказаться гёделевским.
То есть, в моих рассуждениях всё правильно?
И гипотеза Гольбаха не может оказаться гёделевским утверждением лишь в том смысле, что мы её в таком случае будем считать доказанной (ведь это будет значить, что привести пример такого числа невозможно), даже если отсутствие такого числа не будет следовать из аксиом Пеано - так?
Reply
Если предположить, что это алгоритмы, про которые нельзя (принципиально) сказать, останавливаются ли они, то, по моему мнению, это множество пусто.
Гипотеза Гольдбаха не доказана лишь в смысле 1). Можем ли мы вывести ее из системы аксиом - зависит от системы аксиом.
Кстати, вот и ошибка в предыдущем рассуждении. Утверждения "А истинно (в математическом смысле)" и "А выводится из каких-то аксиом" не эквивалентны. Т.е. факт того, что утверждение не вывелось из одной системы аксиом, не значит, что оно "невыводимо в принципе" (возможно, нужно притянуть другие области математики, как гипотезу Таниямы-Шимуры-Вейля, а дальше смотрите замечание про проект Володарского)
Reply
Reply
Reply
Reply
Консенсус математиков никогда не считал, что пятиугольников 8 или 15, он считает, что их по крайней мере 15.
Если вы отрицаете апелляцию к авторитетам, то для вас и большая теорема Ферма, и гипотеза Пуанкаре остаются недоказанными.
Edit: прошу прощения, это моя вина. По ошибке я трижды назвал фамилию Володарский. Должно быть: Воеводский.
https://posic.livejournal.com/613891.html
http://philomatica.org/2017/10/%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-1966-2017/
Reply
Нет, одно из другого не следует.
Из того, что я по разным причинам не имею возможности у себя на чердаке провести, скажем, эксперимент Майкельсона-Морли или, тем более, зарегистрировать гравитационные волны, вовсе не следует, что я считаю, что критерий истины в физике - консенсус физиков, или что эти эксперименты невоспроизводимы. Нет, критерий истины - воспроизводимость эксперимента и проверяемость теории. В этом основное отличие науки от религии.
Лично перепроверять все научные знания, доказательства и эксперименты слишком накладно и для человека нереально, поэтому мы доверяем это другим людям. Но доверять верификацию и делегировать установление истины - совсем не одно и то же.
Истинность или ложность гипотезы Пуанкаре или ABC-гипотезы не зависит от того, принято ли доказательство консенсусом математиков или не принято.
Reply
Reply
Reply
И что получим в итоге?
Если расширяем S утверждениями А или неА, то получаем непротиворечивые высказывания о условиях существования или несуществования объекта высказывания А.
Не так?
Reply
Например, в евклидовой геометрии и в геометрии Лобачевского существует прямая, параллельная данной, проходящая через точку, не лежащую на этой прямой (в геометрии Лобачевского таких прямых бесконечно много).
А в сферической геометрии таких прямых не существует.
Это и есть разные формальные системы, отличающиеся аксиомой - в одной из этих систем приняли A, а в другой - "не A", причём A - это как раз таки утверждение о существовании некого объекта.
Подобное можно сделать с аксиомой выбора: если её принять, появляется возможность построить нестандартный анализ, в котором существуют бесконечно малые и бесконечно большие числа, но и возникают некоторые неинтуитивные утверждения вроде парадокса Банаха-Тарского. Без аксиомы выбора получается другая система.
Reply
Геометрия Лобачевского не отменила известную теорему, а всего лишь в новой расширенной системе S предложила решение.
Неважно, что геометрия Евклида вырожденный случай геометрии Лобачевского - опровержения нет.
В гипотезе Гольдбаха мы тоже можем многое ввести и, при желании, можем доказать или опровергнуть формально, но нас интересует доказательство в определённой системе координат, которая постулируется натуральным и простым числом.
Reply
Reply
Leave a comment