Съездили на Северный Кипр. Немного помучился угрызениями совести (оккупированная территория, всё-таки), но любопытство победило. Ведь, вполне возможно, похожая судьба ждёт Крым или ДНР.
Оккупация Северного Кипра произошла в 1974 году, 40 лет назад. Турки ввели войска под предлогом защиты прав турецкого населения Кипра от грекобандеровцев-киприотов, и с тех пор 35% территории Кипра считают себя независимой Турецкой Республикой Северного Кипра, которую признаёт только Турция.
Пост на границе. Проезд свободный, только турки проверяют документы. Со стороны греческого Кипра при выезде никаких блок-постов - типа своя ж территория.
Телефон не ловит, никакого роуминга. Мобильные операторы не могут договариваться о роуминге с операторами Северного Кипра, потому что не признают их легитимность.
Человек, который повёз нас туда на экскурсию, не платит там карточкой, только кеш. Спрашиваем, почему? "Не хочу портить историю, в выписке движения по счёту будет Северный Кипр, в греческом с таким не дадут вид на жительство".
Авиасообщение только с Турцией. Ещё паром в Турцию.
В целом люди на вид живут нормально, магазины, кафе - всё работает. Людей (туристов) существенно меньше, чем на греческом Кипре. Заметно больше процент азиатов (им, видимо, всё равно, кто тут что когда-то оккупировал).
Памятники архитектуры и истории византийской эпохи никак не охраняются и естественным образом разрушаются. Некоторые старинные соборы перестроены в мечети.
Но наибольшее впечатление произвела зона отчуждения. По Минским договорённостям между турецкой и греческой частью Кипра сделали буферную зону, не принадлежащую никому.
Доступ туда контролируют ООН, англичане и турки. В эту буферную зону шириной около пяти километров попали пляжи, отели, целые районы города... Причём это были очень дорогие отели и пляжи, например, Вароша - один из самых дорогих на Кипре, а то и вообще на Средиземном море, там отдыхали миллионеры, известные артисты, и бронировали виллы за 2-3 года. Сейчас это мёртвый город, как Припять (только без Чернобыльской аварии). Говорят, в некоторых домах остался даже сервированный к обеду стол. Люди покидали дома внезапно, всё бросали, рассчитывая через пару дней вернуться. Потом в этой буферной зоне было мародёрство, ведь оставались и дорогие машины, и многие другие ценности. Сейчас с турецкой стороны обычный забор, никак не производящий впечатление границы, к тому же, конфликтной территории. Говорят, за проникновение за забор могут взять штраф 500 евро или, если нет денег, посадить на пару дней в тюрьму, но можно и заранее договориться за меньшую сумму. А эти фешенебельные отели и пляжи так и остались брошенными и безлюдными, как памятник человеческой глупости или алчности. И вот уже больше 40 лет столь привлекательный во всех отношениях природный ресурс никак не используется людьми, потому что политики не могут договориться о том, кто же его будет использовать. Сейчас, думаю, брошенные на 40 лет отели проще будет снести и построить заново, чем восстанавливать и реставрировать, если всё-таки кто-то с кем-то договорится.
При пересечении поста из турецкой части в греческую сначала те же турки проверили документы, потом англичане спросили цель визита, и не шопились ли мы там (шопинг запрещён). Мы сказали, что никакого шопинга, и нас пропустили, на этом проверка закончилась.
С греческой стороны колючая проволока, предупреждения о минных полях. Когда мы (с греческой стороны) искали живописную безлюдную бухту, нашли, остановились покупаться. Потом над нами полетал вертолёт, а потом подъехала машина ООН и совершенно вежливо и с улыбкой сказали, что это military area, и здесь находиться нельзя, что здесь вообще-то минное поле. И сопроводили нас двумя машинами с символикой UN к выезду из военной зоны (одна машина ехала перед нами, другая за нами). Странно, но явных запретов мы не видели (возможно, потому что ехали по мелким дорогам), видели только табличку "Military area, no photo", которую восприняли как информативную, а не запрещающую въезд.