Прочитал новость о том, что в школах отменили астрономию.
Подумал, что я хотел бы, чтобы мои дети по окончании школы знали не то, что входит в школьную программу.
Вместо адиабатических процессов, интегрирования по частям, преобразования Лоренца, технологии производства серной кислоты, нефтеперерабатывающей промышленности Украины и прочих ужасных вещей мне бы хотелось, чтобы они знали про психологию, DNS, экономику, устройство микроволовки, религии мира, действие и побочные эффекты антибиотиков, GPS-координаты, теорию музыки и многое другое, что в жизни гораздо полезней, но чему в школе почему-то не учат.
При этом считаю, что в школе начитывать нужно намного (в разы) больше, чем требовать знать на экзамене. Пусть про всякие эксперименты Майкельсона-Морли рассказывают, но выпускник средней школы может не уметь вычислять длину волны де Бройля. Хуже, если он не знает, какие типичные приёмы используются в рекламе, и чем отличается научная теория от ненаучной.
И зачем требовать читать именно "Войну и мир", если детям интереснее "Гарри Поттер" или "Властелин колец"?
Наспех (тезисно) набросал, какие примерно знания я бы хотел видеть у выпускника школы.
Наверняка многое забыл, а кое-что, наверное, лишнее. Это не продуманный план, а, скорее, тема для размышления. Порядок тоже хаотичен. И тут всё смешано - в некоторых случаях хотелось бы видеть глубокие знания, а в некоторых - достаточно общего представления.
Тут возникает ещё и такой вопрос: должна ли школа давать набор знаний, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни, либо же устойчивый базис, на который впоследствии будут хорошо ложиться будущие знания? Это разные цели, во многом противоречивые. Я думаю, что не нужно впадать ни в одну из этих крайностей в ущерб другой.
При составлении списка я ориентировался на объём знаний, полученных мной в школе: что-то убрал, вместо этого что-то добавил примерно того же объёма. Нужно учитывать, что это была ФМШ. Бывает, например, что я говорю, что от школьника не нужно требовать строгое доказательство эквивалентности определений предела по Коши и по Гейне, а на меня смотрят удивлённо. :) Программу математики и физики я существенно сократил по отношению к тому, что давали нам, хотя, похоже, получилось всё равно сильно больше, чем дают сейчас в обычной школе. Кроме того, я, конечно, не являюсь специалистом во всех областях, поэтому по истории, экономике и многим другим дисциплинам мои предложения - это предложения дилетанта. Может удивить предлагаемое глубокое преподавание компьютеров и программирования - вроде как, всякие bgp, объекты, DNS и пр. нужно знать только специалистам, это слишком сложно. Но теория относительности и интегрирование, которые входят в школьную программу - разве это проще, или больше применимо в жизни?
- астрономия
- солнце, планеты, спутники, кометы, астероиды, малые планеты
- планеты солнечной системы (период обращения, температура поверхности, кол-во спутников, диаметр орбиты - без запоминания)
- звёзды, цикл жизни звезды, пульсары, экзопланеты
- Млечный путь, галактики, черные дыры, квазары
- масштабы (километры, а.е., световой год, парсек; возраст звёзд и вселенной)
- законы Кеплера
- температура вакуума
- звёздное небо, созвездия, полярная звезда, планеты на небе, зенит и другие точки небосклона
- Луна, угловые размеры Солнца и Луны, высадка на Луну, светлая/тёмная сторона Луны, гравитация на Луне
- космология: Большой взрыв, расширение пространства, горизонт событий, реликтовое излучение
- математика
- история математики
- аксиоматическое построение, его смысл, вопрос применимости математики
- множества, мощность множества, счётное множество, континуум
- теоремы Гёделя
- диофантовы уравнения
- вектора, матрицы, тензоры; операции с векторами; свободные, скользящие и связанные векторы
- N-мерные пространства, проекция 4-мерного куба, задачки
- топология (основные принципы, лист Мёбиуса, узлы, выворачивание тора через дырку и т.п.)
- геометрия Лобачевского, риманова геометрия, проективная геометрия, интерпретации - в общих чертах
- меньше, чем есть сейчас: решение задач планиметрии, доказательства теорем
- мат. индукция, полная индукция, неполная индукция
- логика, силлогизмы, предикаты
- методы решения задач: поиск инварианта, принцип Дирихле
- парадоксы, их виды
- кванторы
- последовательности, пределы
- функции - непрерывность, периодичность, дифференцируемость, пределы, разрывы, чётность/нечётность
- числа, целые/дробные/иррациональные/трансцендентные/комплексные
- в общих чертах - аксиоматическое определение чисел (аксиомы Пеано, дедекиндовы сечения)
- группы, поля, кольца; поле вычетов по модулю
- системы счисления
- булева алгебра
- многочлены, уравнения, системы уравнений, метод Гаусса, бином Ньютона
- тригонометрия (меньше, но с другими определениями, чтобы было понимание)
- логарифмы (важно понимание, логарифмический масштаб, физ.смысл свойств логарифмов)
- дифференцирование (физ.смысл и правила), интегрирование (общее понимание, физ.смысл)
- графики
- кривые второго порядка, свойства (оптические, конические сечения, геометрическое место)
- теорема Котельникова/Шеннона
- гармонические колебания
- теория графов
- теория вероятностей (базисно, без Байеса, но с гауссианой)
- конформные отображения, инверсия - общий рассказ на один урок
- часто: задачи на смекалку
- экономика
- общественно-экономические формации
- банковская система, история, обеспеченность валюты золотом
- монополии, их плюсы/минусы, антимонопольное законодательство
- разные валюты, конвертируемость, от чего зависит, инфляция
- наличные и безналичные деньги, в чём разница
- макроэкономика, какие страны богаче, у кого какой долг, что от этого зависит
- налоги: как берутся, зачем, куда идут, какие бывают социальные льготы
- природные ресурсы, исчерпаемые, возобновляемые, полезные ископаемые
- психология
- Карнеги, простые приёмы ("улыбнуться, чтобы поднялось настроение" и т.п.)
- типы личностей, экстраверты/интроверты, темпераменты
- направления в психологии: бихевиоризм, гештальт, НЛП и пр. - поверхностно
- манипуляция сознанием, реклама, основные приёмы
- альтруизм, эгоизм, реципроктный альтруизм, парадокс заключённого
- эмпатия, зеркальные нервы
- этикет, этика, вежливость, их роль
- этология, взаимоотношения между полами, взаимоотношения в закрытых сообществах
- пирамида Маслоу
- эксперимент Милгрэма
- Фрейд - в общих чертах
- социология, социальные отношения в семье, в бизнесе, в государстве
- инженерия ("как это устроено?")
- двигатели внутреннего сгорания, цикл Карно, КПД
- альтернативные источники энергии
- электромобили, гибриды - достоинства и недостатки
- ракетные двигатели
- корабли - винтовые, подв.крылья, возд.подушка, экранопланы
- самолёты, виды двигателей
- голограмма
- источники света (лампы накаливания, неонки, светодиоды, фотовспышки)
- отопление и водопровод, устройство крана, котла, насоса
- замки
- холодильник, кондиционер
- микроволновка
- физика
- история физики
- законы Ньютона, принцип относительности Галилея
- закон тяготения, потенциальная энергия, орбиты планет, ускорение своб.падения, задачи
- электричество и магнетизм (з-ны Кулона, Ампера, Ома, правила Кирхгофа, постоянный/переменный ток - много)
- полупроводники - в общих чертах
- з-н Архимеда, з-н Бернулли
- сила, масса, импульс, з-н сохранения импульса
- круговое движение, момент импульса, центростремительное ускорение, з-н сохранения момента импульса
- равновесие (статическое, динамическое, потенциальная яма, условия равновесия, проекции сил)
- размерности (!)
- газы (адиабата и т.п. - поверхностно), законы Гей-Люссака и пр., Торричелли, парциальное давление
- начала термодинамики, демон Максвелла
- оптика (линзы, призмы, зеркала, диоптрии, коэф.преломления, полное отражение)
- лазеры
- кинетическая и потенциальная энергия, закон сохранения энергии, вечные двигатели 1-го и 2-го рода
- кристаллы
- теория относительности - в общих чертах, постоянство скорости света, увеличение массы со скоростью, относительность времени и одновременности, искривление пространства, парадокс близнецов
- квантовая теория, квантово-волновой дуализм, принцип Гейзенберга, двухщелевой эффект
- ядерные реакции (в АЭС, в бомбах, в звёздах, в ускорителях), изотопный анализ
- симметрии (P, C, T)
- правила постановки экспериментов, распространённые ошибки (подгон результатов под ожидаемые и т.п.)
- теория погрешностей
- виды взаимодействий, стандартная модель, объединение электромагнитных со слабыми, с сильными - поверхностно
- за пределами стандартной модели (суперструны, квантовая гравитация, единая теория поля) - поверхностно
- философия
- метод познания (наблюдение -> гипотеза -> эксперимент -> теория); проверяемость
- критерий Поппера (фальсифицируемость теории)
- научный подход, авторитетность источников, почему креационизм - не научная теория
- время, стрелы времени
- история философии
- отличие объективного мира от образа в мозгу, две головы Рассела, модели
- солипсизм, "мозг в колбе", мир сна как пример субъективной реальности
- основной вопрос философии
- квалиа, объективна ли информация
- тест Тьюринга
- культуры и религии других стран; география; международные отношения
- Индия, индуизм, буддизм
- Китай, даосизм, великие китайские философы
- Монголия
- Азия, ислам
- Япония
- Африка
- Европа, христианство
- Россия, Украина, язычество
- Америка, индейцы
- государство и право
- государственные строи (монархия (конституционная, полная), феодализм, республика и т.д.)
- римское право
- конвенция о правах человека
- кодекс доброго самаритянина
- авторское право - какое бывает, примеры
- свободное программное обеспечение, идеология, виды, примеры, мотивация создания
- устройство государства, выборы, парламент, конституция
- демократия, принципы
- судебная система, её устройство
- как разговаривать с милицией, права и обязанности
- защита прав потребителей
- взаимоотношения работодатель/рабочий, начальник/подчинённый, права и обязанности, культура отношений
- анатомия, физиология, медицина
- первая помощь, искусственное дыхание, массаж сердца, наложение жгута, шины
- органы, их функции
- вирусы, инфекции, их отличия
- кровь, состав, функции
- лекарства, их виды, действия, побочные эффекты, антибиотики
- бытовые травмы (порезы, царапины), антисептики
- биология
- ботаника, зоология - в общих чертах
- вирусы
- бактерии
- устройство клетки
- днк, хромосомы, гены; наследственность/изменчивость; эволюционная теория
- происхождение жизни
- искусство (литература, кино, театр, живопись, музыка)
- литература
- жанры
- композиция в лит-ре
- литературные приёмы
- стили (деловой, разговорный, публицистика ...)
- стихотворные размеры
- история искусства
- ...
- живопись и фото
- цвета (RGB, CMYK, HSV)
- цветокомпозиция
- композиция
- перспектива
- ... (не знаю)
- музыка, теория музыки
- мелодия, аккомпанемент
- гармонический ряд
- музыкальные размеры
- минор, мажор
- нотная запись
- виды музыкальных инструментов (струнные, духовые, клавишные, смычковые, ударные и пр.)
- знаки при ключе
- смена тональности (модуляция, транспозиция)
- жанры (классика, поп, рок, барды, джаз, ...)
- история - меньше чем дают сейчас, в основном культуры и религии других стран
- история своей страны
- история своего города
- древний мир
- основные цивилизации
- соц.лагерь
- ...
- неорганическая химия
- таблица Менделеева, основные свойства групп (щел.металлы, щел-земельн, ..., галогены, инертн)
- кислоты, щёлочи, соли
- валентность
- ряд напряжений металлов
- электролиз
- число Авогадро, моль, молярная масса
- катализаторы, ингибиторы
- горение, взрывы (какие должны быть условия)
- хим.процессы в природе, в быту, в физиологии
- растворы, диссоциация, смеси, коллоидные растворы
- хим.получение электроэнергии
- фотография (химическая, ч-б)
- органическая химия
- углеводороды, углеводы
- спирты, альдегиды
- полимеры
- орг.химия в быту, в пище
- ...
- общежизненные вопросы
- ПДД, основные свойства автомобилей (тормозной путь, покрытие, видимость и пр)
- правила поведения при пожаре, землетрясении, наводнении
- техника безопасности при работе с электричеством
- ориентация по солнцу и звёздам
- ориентация по компасу
- ориентация по GPS
- умение разжечь костёр, найти ягоды/грибы, отличить ядовитые
- основные сигналы руками и фонарём
- приготовление еды
- радиоактивность (обнаружение, защита, последствия)
- языки
- компьютеры
- Семиуровневая модель OSI; IP, eth, arp
- IPv6
- TCP, UDP, ICMP; DNS; HTTP, SMTP - общее представление
- SSL, HTTPS, туннели, VPN, NAT - на уровне общего понимания
- Keypair, авторизация по ключу, pgp/gnupg, электронная подпись, цепочки ключей
- OSPF, BGP, MPLS (поверхностно, в плане EGP/IGP)
- что делают свичи, роутеры, фаерволы
- вирусы, спам, фишинг; признаки авторитетности сайтов; какие есть риски
- wiki (умение пользоваться и править)
- как правильно составлять запрос поисковику
- уровни безопасности, пароли (криптостойкость, совпадение)
- возможные методы взлома (уязвимость, вирусы, mitm, интрудер, ...)
- социальные сети, их отличия и особенности, rss
- резервирование, понятие spof
- html, базовые тэги; сделать страничку текстовым редактором
- xml
- устройство компьютера, составные части, интерфейсы (USB, Bluetooth, Wifi)
- операционные системы, их отличия и особенности
- IM (icq, jabber, ...); почта (сервера, формат заголовков, в общих чертах MIME)
- форматы файлов (txt, jpeg, mp3, avi, xls, pdf, html, gif, ...)
- google earth
- виртуализация (на уровне пользователя)
- линии связи (медь, оптика, wifi)
- структура Интернета (Tier1/Tier2, как распределяются IP, root domains, как появляются root-ns)
- история развития
- программирование
- алгоритмы, базовые структуры
- паскаль
- сортировка
- компилируемые и интерпретируемые языки, компиляторы и интерпретаторы
- языки программирования, их отличия и особенности
- алгоритмические и функциональные языки
- объекты, классы
- рекурсия
- API, GUI
- javascript
- ajax
- базы данных (реляционные и нереляционные)
- SQL
- отладка, профайлинг
- эффективность алгоритмов, стиль написания программ (спагетти, копипаст, комменты, имена переменных)
- VCS (cvs, svn, git, hg) - поверхностно
- CMS - общее представление, что это и как реализуется