О Блюзе

Jul 22, 2012 22:01

Блюз

Блюз - это когда хорошему человеку плохо. Мой друг Лёша Беленкин продолжил эту классификацию: реггей - это когда хорошему человеку хорошо, рэп - это когда плохому человеку хорошо, а металл это когда плохому плохо :-). Не обижайтесь поклонники рэпа и металла, эти стили останутся за пределами нашего обучения. Вначале мы поговорим о блюзе т.к. этот стиль является основой большинства стилей современной гитарной музыки.  
Блюзовый ритм

Для начала выясним, что такое блюзовый ритм или «шаффл». Для того чтобы получить его сыграйте на гитаре восьмые триоли, три ноты на каждую долю, Отсчитывайте ногой основной ритм в среднем темпе и играйте триолями ноту ля как показано на рисунке или ля-мажорный аккорд:



Играйте 1-ю 3-ю ноту в триоли ударом сверху, 2-ю ударом снизу. Убедитесь, что вы играете ровно. Теперь пропустите среднюю ноту (удар снизу) в каждой триоли, т.е. играйте только ударами сверху 1-ю и 3-ю ноту. Получившийся ритм будет «шаффл»; нотами его можно записать следующим образом:



Обычно используют сокращённый вариант его  обозначения - две восьмые равны триоли четверть и восьмая. Иногда ещё пишут слово «shuffle»:




Блюзовый квадрат

Музыкальная форма блюза - блюзовый квадрат. Блюзовый квадрат равен 12 тактам, 3 предложения по 4 такта. 12 тактов появились из-за трехчастной поэтической формы. Запевающий пел поэтическую строку не длиннее двух тактов, затем, на следующие два такта все остальные (хор) ее повторяли, следующие четыре такта повторяли всю эту конструкцию за исключением смены гармонии на фразу солиста. Далее шла фраза, продолжающая мысль, либо вывод, рифмованная с первой. Пелась она на доминантовую гармонию. Ниже приведена схема гармонии стандартного квадрата:

I

I (IV7)

I

I7

IV7

IV7

I

I

V7

IV7

I

V7 (I)

Первая линия таблицы условно тоническая, вторая - субдоминантовая, третья доминантовая. Начинаем с тоники, второй такт тоника или субдоминанта (иногда минорная), третий такт всегда тонический, четвертый такт в первом ряду - такт перехода. На него обычно играется басовый ход:  I - II - #II - III. Далее два такта субдоминанта, потом ещё два - тоника, хотя это часто варьируется. Девятый такт всегда доминанта, десятый - субдоминанта. Двенадцатый такт называется - «turnaround». На него обычно играется стандартный гитарный ход на доминантовую гармонию. В завершающем квадрате доминанта длится всего полтакта и разрешается в тонику. На эту гармонию играется завершающий «turnaround», который также разрешается в тонику. В приведённом примере используются септаккорды на судбоминанту и доминанту. В классическом блюзе аккорды обычно тонические (не септаккорды), за исключением четвёртого и двенадцатого такта. Ниже пример гармонии блюза в тональности ля-мажор:

A

A (D7)

A

A7

D7

D7

A

A

E7

D7

A

E7 (A)

Очень часто аккомпанемент в блюзе играют не полными аккордами, а риффами, только первая и пятая ступень в аккорде. Для ля-мажора выгладит это следующим образом:



Обычно блюз бывает в тональностях открытых позиций. Наиболее распространённые А (ля-мажор) и E (ми-мажор). Реже используются тональности C (до-мажор), F (фа-мажор), D (ре-мажор) и G (соль-мажор).

Из блюза родилось в последствии множество других стилей современной музыки. Расширенный разными преимущественно духовыми инструментами блюз называется свингом, который далее превращается в джаз, со всеми его многочисленными формами. Сильно ускоренный свинг, это уже твист или бибоп, музыка 30-х, 40-х годов. Далее в 50-х утяжелённый и сильно ритмизированный блюз получает название ритм-энд-блюз из которого получается рок-н-ролл и соответственно вся последующая рок-музыка.

статьи

Previous post Next post
Up