10 классических гитаристов оказавших наибольшее влияние на развитие инструментальной гитарной музыки

Jun 06, 2012 13:29


Приветствую вас, читатели блога guitarra.livejournal.com. Я уже начал знакомить вас с основами игры на гитаре в моих авторских видео уроках. Теперь же хочу уделить внимание тому, как осваивали мастерство величайшие гитаристы, для которых искусство игры на гитаре было делом жизни. Выше уже говорилось о десяти величайших рок-гитаристах, теперь же хочу упомянуть имена десяти классических музыкантов, без которых не существовало бы современной гитарной музыки.

1. Фердинандо Карулли (Ferdinando Carulli), 1770-1841. Итальянский классический гитарист, композитор и педагог. Первоначально учился играть на виолончели. Изучив игру на гитаре самостоятельно, стал одним из первых профессиональных исполнителей на этом инструменте. Красивое звучание гитары, чистота и скорость исполнения гитарных пассажей обеспечили ему успех сначала в Неаполе, а затем в Париже, где он стал любимцем салонов. Творческое наследие Карулли велико, особое значение имеет его «Полная школа игры на гитаре» считающаяся первым учебным пособием для этого инструмента. Отдельного внимания заслуживает его труд «Гармония применительно к гитаре», посвященная правильному переложению музыки для гитары

2. Маттео Каркасси (Matteo Carcassi) 1792-1853. Итальянский классический гитарист и композитор. Каркасси учился играть на фортепиано, а затем на гитаре. К 20 годам заслужил славу первоклассного гитариста, успешно концертировал в Париже, Лондоне и некоторых городах Германии, хотя и не достиг по популярности уровня Карулли. Многочисленные его сочинения (сонаты, рондо, вальсы и др.) входят в репертуар современных исполнителей. Большое значение имеют его учебно-педагогические работы, в том числе этюды (№. 26 и №. 60) и трёхчастная «Школа игры на гитаре»

3. Мауро Джулиани (Mauro Giuliani) 1781-1829. Итальянский классический гитарист, композитор и педагог. В детстве обучался игре на скрипке и флейте, одновременно сам овладел гитарой. Поскольку сделать карьеру концертирующего гитариста в Италии было затруднительно из-за малого интереса публики к этому инструменту и из-за наличия большого количества первоклассных гитаристов (в том числе Фердинандо Карулли), Джулиани в 1806 году перебрался в Вену, где быстро завоевал репутацию одного из лучших гитаристов Европы. В Вене он начинает публиковать свои композиции, активно выступать, играя в ансамблях и даже в оркестре. Концерты с его участием слушали величайшие композиторы столетия. Сохранились сведения, что Бетховен был поражён его выступлением, назвав гитару «маленьким оркестром». Композиторское наследие Джулиани очень велико - это пьесы, этюды, сонаты, концерты для гитары с камерным оркестром.

4. Фернандо Сор (Fernando Sor) 1778-1839. Испанский классический гитарист-виртуоз и композитор, один из крупнейших исполнителей на этом инструменте в XIX веке. С детства обучался игре на гитаре, скрипке и виолончели, музыкальное образование получил в хоровой школе при католическом монастыре, рано проявил композиторские способности. В 1799 году переселился в Мадрид, занимал различные административные должности в Барселоне и Малаге. С вторжением французских войск в Испанию Сор занимает патриотическую позицию, однако затем композитор, как и большая часть испанской интеллигенции, вынужден уступить и занять административный пост при французах. В 1813 Сор уезжает в Париж, а затем в Лондон, где его игра на гитаре произвела настоящую сенсацию. Осенью 1823 Сор со своей женой, французской балериной, отправляется в Россию, где его выступления также имели большой успех. Через три года композитор возвращается в Париж, где публикует ряд своих новых сочинений, в том числе «Воспоминания о России». Во Франции Сор знакомится со своим соотечественником гитаристом Дионисио Агуадо, с которым впоследствии часто выступает в дуэте. Гитарные пьесы Сора не рассчитаны на внешний эффект, в отличие от произведений Джулиани и Какасси, они написаны в манере венских классиков - Моцарта, Бетховена. Сор трактует гитару как полифонический инструмент, не ограничиваясь только изложением мелодии и аккомпанемента. Сор является также автором трактата о гитаре известного как «Гитарная школа Сора» и множества этюдов.

5. Франсиско Таррега (Francisco Tárrega) 1852-1909. Испанский классический гитарист и композитор, один из основоположников современного исполнительства на этом инструменте. Игрой на гитаре занимался с раннего детства. На его музыкальные способности обратило внимание одно состоятельное семейство, при поддержке которого он поступил в Мадридскую консерваторию по классу фортепиано и композиции (гитара в консерватории не преподавалась). Несмотря на успехи в фортепиано, Таррега предпочёл гитару и после упорных занятий дал концерт в мадридском театре «Альгамбра», прошедший с огромным успехом. После женитьбы Таррега поселяется в Барселоне, где занимается педагогической и композиторской деятельностью. Там сформировались творческие союзы Тарреги с Энрике Гранадосом и Исааком Альбенисом, многие сочинения которых он переложил для гитары. Собственных сочинений у Тарреги всего 78 и около 120 переложений, наиболее известны «Воспоминание об Альгамбре» и «Арабское каприччио». Таррега воспитал много учеников, наиболее выдающийся из которых Эмилио Пухоль. Андрес Сеговия высоко ценил мастерство Тарреги и часто исполнял его произведения.

6. Эмилио Пухоль (Emíli Pujol) 1886―1980. Испанский (каталонский) классический гитарист, исполнитель на виуэле, композитор и педагог. Заинтересовался классической гитарой, услышав исполнение Франсиско Тарреги, и в течение семи лет брал у него уроки. Школа Тарреги сделала из Пухоля блестящего гитариста, и в 1912 он с большим успехом выступил в Лондоне и Мадриде. В противоположность Андресу Сеговии, игравшему ногтями, Пухоль придерживался техники Тарреги, предпочитавшего извлекать звук подушечками пальцев, достигая более мягкого, но и более ограниченного по тембру звучания. В возрасте 60 лет он стал профессором гитары и виуэлы в консерваториях Барселоны и Лиссабона. Наследие Пухоля включает в себя более сотни оригинальных сочинений для гитары и более трёхсот переложений для гитары лютневой и виуэльной музыки. Пухоль автор четырёхтомной «Школы игры на гитаре», в первых двух частях которой излагаются принципы Тарреги, а в третьей и четвёртой ― его собственные педагогические соображения.

7. Агустин Барриос Мангоре (Agustín Barrios Mangoré) 1885―1944. Парагвайский классический гитарист и композитор. Барриос ― первый крупный латиноамериканский гитарист, получивший известность у европейской публики. Он родился в семье, где было 8 детей. Уже в семь лет он играл аккорды и небольшие произведения в семейном ансамбле. В 13 лет его замечает преподаватель музыки из музыкального института в Асуньсьоне, куда в последствии он его устраивает. В 23 года Барриос становиться известным исполнителем и автором произведений для гитары. Он покидает Парагвай и отправляется путешествовать. В Уругвае он знакомится с адвокатом, поклонником гитары который принимает у себя в доме Барриоса. В этот период он пишет свои самые известные произведения в т.ч. сюиту «La Cathedral». В 1921 году в Аргентине Барриос встречается с Сеговией, между ними сразу устанавливаются дружеские отношения. Они исполняют друг другу свои произведения, обмениваются нотами. Далее Барриос перемещается в Бразилию, где знакомится с бразильским композитором Эйтором Вилла-Лобосом. В Бразилии он даёт концерты в каждом штате на протяжении 15 лет, выступая не только в больших городах, но также в маленьких деревушках, никогда не видевших гитарные концерты до его приезда. Умер он в Сальвадоре в возрасте 59 лет. Композиторское наследие Барриоса включает более трёхсот сочинений для гитары, многие из которых до нашего времени не изданы. Самое известное произведение - сюита «La Cathedral» (Собор) в 3-х частях, входит репертуар практически каждого гитариста. Другие произведения - вальсы, прелюдии, вариации на классические темы.

8. Андрес Сеговия (Andrés Segovia) 1893-1987. Испанский гитарист, считающийся отцом современной академической гитары. Как и многие гитаристы, Сеговия с детства обучался игре на фортепиано и скрипке, но вдохновлённый музыкой фламенко стал самостоятельно осваивать гитару. В 16 лет дал свой первый концерт в Мадриде. Стиль Сеговии отличался от принятого в то время стиля исполнения на гитаре использованием ногтей, что делало звук громче и резче. Вначале публика прохладно относилась к его игре, но, начиная с середины 1910-х, исполнительское мастерство Сеговии завоёвывало всё большее признание в Испании, а после концерта в Париже он стал знаменит. В 1919 и 1921 гг. состоялись его первые гастроли в Южной Америке, где он познакомился с Агустином Барриосом Мангоре и Эйтором Вилла-Лобосом. Вилла-Лобос впоследствии написал для него целый ряд произведений, в том числе знаменитые «Двенадцати этюдов». Сеговия переложил для гитары много классической музыки - в том числе такие выдающиеся и сложные произведения, как «Asturia» (Легенда) Исаака Альбениса и Чакона Баха. Он активно способствовал популяризации гитары, среди его учеников множество выдающихся современных гитаристов Д. Вильямс, Д. Брим (Англия), А. Диас (Венесуэла), К. Паркенинг (США). В 1958 году Сеговия стал обладателем премии Грэмми за лучшую запись сольной академической музыки, а в 1981 году король Испании пожаловал ему титул маркиза за заслуги перед отечеством. Андрес Сеговия продолжал концертную и педагогическую деятельность до глубокой старости. Он умер в Мадриде в возрасте 94 лет

9. Джон Уильямс (John Williams) род. в 1941. Британский классический гитарист (не путать с Мэйсоном Уильямсом - Американским гитаристом и композитором). Родился в Австралии, начал учиться играть на гитаре в 4 года под руководством отца, который тоже был гитаристом. В 1955 исполнение Уильямса услышал Андрес Сеговия и пригласил его заниматься в летнюю школу в Сиене. Впоследствии Уильямс поступил в Королевский музыкальный колледж в Лондоне по классу фортепиано и теории музыки (класса гитары тогда не было). Вскоре состоялось его первое выступление, прошедшее с огромным успехом, а затем гастроли во Франции Испании, СССР, Японии и США. Исполнение Уильямса отличалось высоким профессионализмом (его игра практически безошибочна), виртуозностью, хорошим чувством ритма. В 1973 альбом, записанный им совместно с Джулианом Бримом, получил премию «Грэмми», а в 1978 к нему пришла мировая слава как исполнителю музыки Стенли Майерса в фильме «Охотник на оленей». В настоящее время Уильямс продолжает концертную деятельность, записывает диски (общее количество которых приближается к 100). Уильямс - лауреат многих конкурсов и наград, в том числе Ордена Британской Империи.

10. Ролан Диенс (Roland Dyens) род. в 1955. Французский музыкант, композитор, аранжировщик и исполнитель на классической гитаре. Начал играть на гитаре с 9 лет. В 1976 году закончил частную консерваторию в Париже. Диенс лауреат высших наград многих престижных музыкальных конкурсов. В 1988 году он вошел в число 100 лучших ныне живущих гитаристов всех стилей и направлений. Композиции Диенса пользуются популярностью у многих современных гитаристов. Наиболее известные произведения - «Tango en skaï» и «Valse en skaï»

статьи

Previous post Next post
Up