... мир был огромным. Двор дома - гигантской страной, где в каждой части было что-то особенное. Мы жили во дворе, образованном тремя пятиэтажными хрущевками, построенными буквой "П", с четвертой строны был котлован, вырытый вроде под бассейн, который так и не построили. Котлован назывался "горы", "Горы", понятное дело, были рукотворными - отвалами из выкопанной ямы. Весной котлован заполнялся водой, из воды торчали обломки армауры, сейчас я понимаю, что место для игр это было опасное. Но до "гор" еще надо было дойти - на полпути к ним стояли еще несколько примечательных сооружений - огромная трансформаторная будка, об стенку которой мы играли в мячики: "я знаю пять имен девочек, я знаю...и т.д.", зеленый металлический гараж, скрывавший под замком колонку с водой. Гараж открывали, когда отключали воду, тогда к нему выстраивалась очередь с ведрами. Во дворе была большая железная горка, к которой зимой кто-то обязательно прилипал языком, были вкопанные наполовину старые шины, через них мы учились прыгать, как в школе через "козла". Еще во дворе стоял остов старых металлических качелей, сами качели куда-то делись. В нашем дворе было много деревьев. посаженных нашими родителями. У каждого из нас было "свое" дерево, под ними мы зарывали "секретики". "Моим" деревом был посаженный папой тополь. Сейчас он гораздо выше дома )), если еще жив. В траве водилось множество кузнечиков, мы их охотно и очень мастрески ловили. Особенно ценились "синекрылки" и "краснокрылки".
Под домом были подвалы, там у каждой квартиры была отдельная комнатка-кладовка, где хранили многочисленные соленья, варенья, картошку, а также по сезону санки, лыжи, велосипеды и елочные игрушки. В подвале было прохладно и темно. Ключи от него были у "дяди Юры" с первого этажа и пойти туда можно было только с родителями. Еще в доме была крыша. Крыша была плоская и периодически начинала протекать. Тогда мужчины, включая папу, забирались на крышу и заливали места стыков гудроном. Тогда можно было вылезти на крышу и посмотреть на город с высоты пятого этажа.
Мы очень много время проводили на улице. При том, что я была очень домашним ребенком, тихой "книжной" девочкой, я реально много гуляла. Пока мы были дошколятами, гуляли только в своем дворе. Огромным событием был поход "за дом". Почему-то с задней стороны дома гулять нам не разрешали. А там было так много интересного. Там было еще больше деревьев и кустов, там мы хоронили мертвых птиц. Там были окна подвалов, где жили многочисленные кошки. За домом можно было сидеть на перилах ограды и болтать. Из окон нас не было видно )).
Еще более крутым подвигом, чем поход "за дом" было дело под названием "пойдем в степь". Туда нам одним тоже не разрешали ходить, а мы, естественно, ходили. Надо сказать, что жили мы на самой окраине, за домами срезу начиналась настоящая степь, с полынью, ковылем, тюльпанами. Где-то в километре от домов в степи находилась воинская часть с огромными локаторами. Ходить туда строго запрешалось. Поэтому иногда мы прогуливались аж "до локаторов", но не часто, считалось, что там "излучение". Запретным было и направление к туберкулезной больнице. "Туберкулезников" все боялись, да и идти туда было очень далеко, дальше, чем к локаторам. Иногда "в степь" приходили вербюды! В степи иногда останавливался цыганский табор и цыгане ходили по дворам. Мы из тоже очень боялись, ибо всем известно, что они "воруют детей". Во двор с утра приезжал молочник с большими бидонами молока, он громко кричал "Молоко-иии", я лет с 5-6 спускалась во двор с бидончиком за молоком.
Кроме дервьев и кустов во дворе росло много цветов. У первого подъезда была роскошная чайная роза, которая фантастически пахла. У моего, третьего, подъезда росли мальвы и космеи, было много вишневых деревьев и сирени.
За домами через дорогу было еще одно волшебное место - болото. В нем водилось множество всякой мелкой живности, а сколько там было водных и околоводных растений! На кустах полыни "божье дерево" мы ловили "светлячков" - так у нас называли блестящих листоедов с изумрудно-зелеными надкрыльями. На болоте летали особо крупные стрекозы, гораздо более интересные, чем во дворе. Зимой мы ходили на болото кататься с горки, от домов к болоту шел довольно крутой спуск, на котором заливали несколько горок. С горок мы катались вовсе не на санках, ледянки тогда тоже не изобрели, поэтому в дело шли крышки от посылочнх ящиков и разнообразные картонки. Особым шиком было кататься "на ногах", т.е. стоя. Это было очень круто. Мальчишки так ухаживали за понравившейся девочкой. В момент, когда она начинала скатываться с горки, надо было успеть обхвтить ее руками и съехать вместе, если повезет, на ногах, это был высший пилотаж )).
Во что мы играли во дворе? В "классики", "догонялки", "прятки", "прыгалки", "резиночки", бадминтон, "пионербол","выбивалы" (так у нас называли "вышибалы"), "картошку", были и более спокойные игры на лавочках у подъездов, типа "колечко-колечко, выйди на крылечко", "глухого телефона", "я садовником родился". А считалки помните? Кроме "на золотом крыльце сидели" одной из любимых была такая:
"1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,
царь велел меня повеить,
а царица не дала
и повесила царя.
царь висел, висел, висел
и в помойку улетел.
а в помойке жил Борис -
председатель дохлых крыс.
а жена его, Лариса,
замечательная крыса."
"Водил", тот, на кого попадала "крыса" )).
Мальчишки играли еще в какие-то свои игры, их я плохо помню )). Чтобы расчертить "классики", нужен был мел. Мел не всегда был под рукой, зато всегда можно было подобрать во дворе "мел" - кусок известняка, который отлично его заменял. Мы где-то находили карбид, кидали его в лужи, он шипел и дурно пах. Летом, когда начинались комары, мы подбирали кусочки какого-то отделочного материала, типа волокнистой фанеры, из которых выходили отличные "дымовухи".
Впрочем, про игры я уже писала
http://gugutka-ja.livejournal.com/124624.html Я пытаюсь сейчас вспомнить, до какого возраста мы играли во дворе? Лет до 11 наверно, потом появились другие интересы. Мальчишки пересели с велосипедов на мопеды, девочки стали шептаться и ходить под ручку.
Вот еще
natalayu напомнила: у нас во дворе зимой заливали каток. Сосед с первого этажа дядя Валя протягивал из окна длинный шланг и заливал расчищенную от снега площадку. Снег шел часто, каток приходилось расчищать большими железными скребками. Очень весело было ходить по лестнице в коньках с надетыми чехлами, а потом по снегу до катка. У меня были модные "фигурки" с редкими коричневыми ботинками, а не белыми, как у всех. К тому же на них были "мастерские" лезвия без переднего длинного зубца-тормоза. В соседнем дворе была хоккейная коробка, но мы туда почти не ходили. Ходить в соседние дворы было не принято, а иногда и опасно.Поэтому мы редко дружили с ребятами из соседних дворов. Впрочем, когда мы пошли в школу, все передружились. Школа у нас была одна на всех - через дорогу. Мало кто учился не в "своей" школе, а ездил или даже ходил с другие. В Москве это кажется смешным сейчас.
В 7 лет папа отвел меня в детскую библиотеку, она была далеко - аж в 3 или 4 остановках от дома, потом я ездила туда одна, мир значительно расширился.