Чашечку чая? Про сюрреализм

Jun 22, 2014 09:41

Спасибо за напоминание tanjand. С этого артобъекта в детстве началось мое знакомство с современным искусством



Мерет Оппенгейм,  "Меховой завтрак" , 1936.

Эту фотографию я увидела году эдак в 1983-1984 в журнале "Юный художник". Статья была об авангардном  течении в современном искусстве, абсурдном, алогичном, основанном на подсознании. В статье были картины Дали и общий тон ее был, мягко говоря, недружелюбно-осуждающим. Да и сейчас, через много лет после детства, я неоднократно сталкиваюсь с тем, что люди в штыки не принимают новое, сколь-нибудь отличное от "канонов" - это "не искусство".
Не будем о вкусах, ладно? Есть вещи, которые мы можем любить или нет, но знать о них, как минимум, неплохо.
На вопрос: "а что такого особенного в меховой чашке?" так же легко и одновременно сложно ответить, как на вопрос: "что такого особенного в Черном квадрате Малевича?"
Меховая чашка - совершенная концентрация абсурда, она совмещает несовместимое и издевается над логикой.

Однажды Оппенгейм сидела с Пикассо и Дорой Маар в Кафе де Флор. Пикассо обратил внимание на ее браслет, сделанный из упокавочной проволоки с мехом, пошутив, что практически любую вещь можно покрыть мехом. “Даже эту чашку с блюдцем“, - ответила Оппенгейм. Спустя несколько недель Бретон пригласил ее поучавствовать в предстоящей выставке сюрреалистов. Художница, вспомнив шутку Пикассо, зашла в ближайший супермаркет и купила чашку и блюдце, которые были уже в меху китайской газели выставлены на экспозиции.В 1930-х годах многие сюрреалисты помещали обычные предметы в необычный контекст, озадачивающие разум и вызывающиe бессознательные и поэтические ассоциации. Произведение Оппенгейм обыгрывает несовместимость разных видов чувственного удовольствия: мех приятен коже, но отвратителен языку. А чашка и ложка, разумеется, предназначены для того, чтобы соприкасаться со ртом. Небольшой вогнутый предмет, покрытый мехом, может вызывать также сексуальные ассоциации. Можно представить себе, что Оппенгейм, вращавшаяся в среде художников, где господствовали мужчины, пародирует преобладающую «маскулинность» скульптуры, традиционно избирающей твердый материал и вертикальное направление, в чем можно усмотреть нелепую самоотнесенность. Шикарный и абсурдный, одновременно притягательный и отталкивающий, „Меховой завтрак“ исполнен тонкой и молчаливой агрессивности.

Интересно, что художнице, создавшей этот шедевр сюрреализма было в тот момент 23 года. И больше ничего настолько выдающегося в ее творчестве не было. Кроме инсталляции "Весенний праздник", показанной на выставке в Париже в 1959 году.Эта инсталляция представляла собой полностью обнажённую женщину, прямо на теле которой был накрыт ужин на шесть персон. Этот живой сюрреалистический «предмет» совершенно вписывался в концепцию выставки и эстетики сюрреализма, соединявшей в себе скандальный эпатаж, сексуальность и абсурд. Несмотря на то, что живая натурщица (модель), богато декорированная угощением, присутствовала на вернисаже только в первую ночь на 16 декабря 1959 года, а в следующие дни её заменили просто манекеном голой женщины, эта композиция имела широкий резонанс и была вписана в историю сюрреализма как одна из ярких страниц.



Стол на птичьих лапах



Meret Oppenheim mit »Frühstück im Pelz«, 1971

художники

Previous post Next post
Up