Красная армия на дороге ярости

Apr 29, 2020 20:26


Красная армия на дороге ярости: боевые байкеры Сталина.




Они жгли самолёты, закидывали танки гранатами и стреляли из миномётов на ходу. Чем и как воевали мотоциклетные части Красной армии - в нашей статье.

Евгений Белаш

Полк на колёсах

Представьте себе полк на мотоциклах. Зрелище, достойное любого фантастического боевика! Но реальность была ещё круче.

Советские «байкеры» захватывали опорные пункты, мосты и переправы, узлы дорог, врывались в города, наводили панику… Как? Благодаря солидному набору техники и умению ее применять.

Например, 4-й отдельный гвардейский мотоциклетный полк имел на вооружении советские мотоциклы М-72 и ленд-лизовские «Харлей-Дэвидсон» - почти четверть тысячи машин. Плюс самоходки, пушки, лёгкие танки, броневики, джипы «Виллис»…

Полк обычно двигался так.

Впереди - головная застава: мотоциклетная рота с ручными пулемётами ДП, взвод 82-мм миномётов на мотоциклах, батарея 76-мм орудий, взвод сапёров на машинах и батарея Су-57. Не истребителей пятого поколения - а ленд-лизовских самоходок с 57-мм пушкой на базе БТРа.

Дальше - первый эшелон главных сил полка. Две роты мотоциклов, батарея Су-57, батарея 76-мм пушек, взвод сапёров, два взвода станковых пулемётов на «виллисах» и два взвода миномётов. Затем - головной эшелон парка, ГЭП. Ремонтная «летучка», три грузовика с горючим, шесть с боеприпасами, пять машин с продовольствием и машина химиков.

После ехал второй эшелон главных сил: штаб полка, два взвода автоматчиков, два - пулемётчиков, рота управления и рота танков. Позади - вторая летучка, машины с топливом, запчастями и две санитарные.

То есть полк был практически полностью автономным и мог воевать даже за 150-180 километров от остальных сил Красной армии.

При встрече с противником бой вела застава. Если требовалось - ей на помощь приходил первый эшелон.

Но что, если полк не мог своими силами уничтожить противника? На этот случай за ним шла танковая армия. Мотоциклисты сковывали врага до подхода главных сил и отрезали пути отхода.

Нередко вместо мотоциклов батальонам давали бронетранспортёры М3А1 и М1 (колёсные «скауты»). Могли придать и самоходки Су-85 или лёгкие танки «Валентайн».

Все темы по тактике, вождению, топографии наполовину отрабатывали ночью.

Мотоциклисты вовсю пользовались скоростью и манёвренностью всех своих машин, творя настоящие чудеса.

Против танков и самолётов

Август 1944 года. Пока противник в Румынии смотрел за танковой армией, из-за её фланга передовой отряд мотополка внезапно выскочил на шоссе и устроил побоище. Было уничтожено до 500 подвод, 39 автомашин, три орудия, четыре миномёта на конной тяге и до 150 солдат и офицеров. Удалось захватить 20 исправных машин, цистерну с бензином и до 600 пленных.

Это в разы больше численности всего передового отряда!

Утром 23 августа застава (рота мотоциклистов, взвод пулемётов, взвод «валентайнов» и батарея Су-57) ворвалась на аэродром у города Бырлад и, «воспользовавшись суматохой и паникой», уничтожила танками восемь самолётов.

Подошли главные силы полка и начали теснить гарнизон к центру города. Застава, пользуясь случаем, достигла центра Бырлада и захватила железнодорожную станцию, где уничтожила два эшелона с боеприпасами и до сорока машин.

Взвод автоматчиков захватил в плен начальника тыла дивизии и командира батальона. Потери - один «Валентайн» и мотоцикл.

Ночами, обнаружив вражескую засаду, мотоциклисты спешивались и обтекали немецкие танки и самоходки, забрасывая их гранатами. Противник, не видя нападавших, в панике разбегался, бросая исправные машины. Так полк захватил одну самоходку целой и подорвал вторую, предварительно перебив экипажи.

Дальше при поддержке своих и соседних самоходок полк взял трофеями три исправных немецких танка и сжёг две «пантеры».

Утром рота автоматчиков под прикрытием огня Су-85 и танков стремительным броском захватила важнейший мост через реку Серет. Потери при захвате - десять раненых.

От миномёта до зубила - оружие мотоциклиста

М-72 хвалили как выносливые, манёвренные и простые машины - они «оправдали себя во всех видах боя». До среднего ремонта большинство М-72 проезжали по 3,5-4 тысячи километров, а некоторые - до 6,5 тысячи! И это при не слишком сильном моторе.

Экипажи просили только добавить инструментов - молоток, зубило и напильник. Процедуру ремонта можете представить самостоятельно…

«Харлей-Дэвидсон» был, конечно, куда сложнее. Но в среднем «харлеи» за 18 часов могли проделать путь до 200 километров (М-72 - до 200-250 км). Ночью же они проезжали 80 километров за восемь часов.

Мотоциклисты воевали пулемётами, противотанковыми ружьями и гранатами - «широко и эффектно».

Из ручных пулемётов ДП стреляли как прямо на ходу, так и с земли. Наибольший эффект стрельба с хода давала при преследовании противника. Только представьте себе эту картину!

Иногда с мотоциклов стреляли даже из миномётов!

Но чаще миномёты снимали с машин - и «работали» ими на местности, поскольку миномёты и без того сильно перегружали заслуженные мотоциклы.

В отчётах офицеры застенчиво писали, что «в некоторых подразделениях находятся в эксплуатации мотоциклы марки „Цундап“ и „БМВ“, выпуска 1944 года». С малым пробегом, надо думать. У этих мотоциклов коляска имела ведущее колесо, демультипликатор и передачу заднего хода. Трофеи очень хвалили за отличную проходимость.

Как итог: «все поставленные боевые задачи полк выполнял аккуратно, благодаря хорошей выучке личного состава для действий в любых условиях местности и времени года» (из архивных документов).

история войны

Previous post Next post
Up