АртОбстрел...«Давид», Микеланджело

Nov 07, 2019 18:25


«Давид», Микеланджело...




Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания.

«Второе дыхание "Великой кастрации"». Фиговый листок как средство борьбы со срамом в искусстве.

В 1857 году королеве Виктории была подарена 5-метровая копия знаменитого Давида Микеланджело (оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции). Созданный в 1504 году (то есть еще до так называемой «Великой кастрации»), шедевр избежал судьбы многих статуй и радовал глаз реалистично выполненным мужским достоинством. Считается, что вид его так смутил королеву, что она немедленно «сослала» подарок в недавно основанный лондонский музей Виктории и Альберта.




Фиговый лист для копии Давида Микеланджело. Около 1857. Гипс. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Кроме того, фирмой D. Brucciani & Co. был срочно выполнен фиговый лист размером в полметра. Портить статую не стали, а листик закрепили на специальных стальных крючках. Прикрывал он Давида, кстати, аж до 1950 года. Потом его сняли и стали демонстрировать отдельно в этом же зале.

Сама идея использования именно этого растения была взята из Библии: Адам и Ева, когда осознали свою наготу, «сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Смоква - она же инжир и фига. Так в искусстве средних веков сложился канон прикрывать на картинах и статуях прародителей человеческих этими листочками. В дальнейшем само выражение «фиговый лист» получило переносное значение - прикрытие заведомо бесстыдных или нечестных действий.

«Давид», Микеланджело оригинал.



1501-1504 г. Скульптура из мрамора. Высота 5,17 м.
Академия изящных искусств во Флоренции.

Борьба со срамом в скульптуре началась в средние века. Ватиканские властители имели свои представления о нравственности в искусстве, закрывая в изображении человека все, что можно закрыть.
Сначала в атаку на шедевры прошлых веков, которые не соответствуют культурной традиции эпохи, пошел Папа Павел IV. Правда, его борьба носила более мирный, рекомендательный характер. А вот Папа Иннокентий X принялся за «прикрытие срама» серьезно. Именно к его правлению относят знаменитую «великую кастрацию».

Папы Климент XIII и Пий IX продолжили эту благородную борьбу. Ради сохранения моральных устоев тысячи старинных шедевров подверглись коррекции. Множество античных статуй при этом лишились своих достоинств физически - их просто откололи, а позднее места скола прикрыли сделанными специально для этого фиговыми листочками.




ФАК.т., история, читалка., красиво

Previous post Next post
Up