АртПазл.

Dec 03, 2017 22:30


"Медный змий"




"Медный змий" - картина русского художника итальянского происхождения Фёдора (Фиделио) Бруни, оконченная в 1841 году.
В качестве сюжета для картины Бруни использовал историю, описанную в Ветхом Завете - о том, как после многих лет странствий по каменистой пустыне, иудейский народ, ведомый из Египта пророком Моисеем, стал терять веру и роптать, в результате чего последовало Божье наказание - дождь из ядовитых змей, для спасения от смертельных укусов которых был выставлен медный змий.
Бруни работал над этим полотном около пятнадцати лет: он сообщил ОПХ (Обществу поощрения художников) о начале работы над большой картиной в феврале 1827 года, а закончил её в 1841 году. В 1833-1836 годах он работал в Италии, затем был отозван в Петербург для преподавания в Академии художеств, а в 1838 году опять вернулся в Рим, где и завершил работу над картиной.
С самого начала «Медного змия» часто сравнивали с крупноформатной картиной Карла Брюллова «Последний день Помпеи», появившейся на семь лет раньше - впоследствии обе картины были вывешены рядом друг с другом и в Эрмитаже, и в Русском музее, их называли «колоссами русской живописи».

"Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон"

- этими строками откликнулся Александр Пушкин на прибытие в Петербург знаменитого полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи» , которое по праву можно назвать манифестом русского романтического искусства.




Перед нами разворачивается грандиозное стихийное бедствие - гибель римского города Помпеи во время извержения вулкана Везувий 24 августа 79 года. Ослепительная вспышка молнии изнутри озаряет всю сцену, фиксируя взметнувшиеся руки и поникшие тела. Композиция представляет собой как бы замерший вихрь, вращение которого задано отломанным колесом в самом центре картины.

На переднем плане на мостовой бессильно распростерта молодая женщина с младенцем, упавшая с колесницы, ее рассыпавшиеся драгоценности символизируют тщету земных богатств. Согласно академическим правилам, Брюллов строит композицию как систему групп: слева мы видим мать с двумя дочерьми, черты которых напоминают облик графини Самойловой - вдохновительницы музы художника. Справа на втором плане - очевидец бедствия, историк Плиний Младший со своей матерью; в своих письмах он пишет: «...мать просит, уговаривает, приказывает, чтобы я убежал; я ответил, что спасусь только вместе с нею...» . Слева, на ступенях здания, в смятенной толпе Карл Брюллов изображает себя с атрибутами своего ремесла - коробкой с красками и кистями на голове.

Эффектные контрасты света и тени, интенсивный колорит, в котором доминируют зловещие отблески зарева, - все подтверждает, что художник, оставаясь в рамках академической системы, сумел придать действию невиданный эмоциональный накал.

Картина была создана в Италии, куда Брюллов отправился вскоре после окончания Петербургской Академии художеств. Живописец посещал раскопки Помпеи, собирал материалы - изучал, в частности, сочинения Плиния. Действие картины он разворачивает на реальной улице Гробниц (Via dei Sepolcri), однако для усиления драматичности происходящего включает в композицию вид на огнедышащий Везувий, который в действительности находится в стороне.

Работа Брюллова вызвала восторг современников. Показанное в Риме, Милане и Париже, полотно принесло художнику почетные звания ряда европейских Академий и золотую медаль французской Королевской Академии художеств. В Петербурге картина была выставлена летом 1834 года.

Источник: http://www.pompeii.ru/art/brullov.htm

арт., читалка.

Previous post Next post
Up