Уже в США воют от последствий либерализма в образовании

Dec 21, 2016 22:45

Оригинал взят у kosarex в Уже в США воют от последствий либерализма в образовании
http://vladimir690.livejournal.com/95868.html
Не надо забывать, что Новиков работает в США и выражает американские интересы. По сути речь идет о провале политики импорта мозгов. Импорт есть, мозгов всё равно не хватает.

Новиков несет маразм. Но этот маразм весьма показателен -

Динамика есть, только она, к сожалению, отрицательная. Чтобы предвидеть, какой будет наука через 30 лет, надо смотреть, что происходит сегодня в школе. Могу констатировать: общий уровень образования детей катастрофически падает. Раньше родителям не приходилось массово нанимать репетиторов, чтобы вытянуть обычную школьную программу.

Репититоры это не проблема. Раньше репетиторов было с избытком. Проблема в том, что сейчас непонятно, зачем нужно высшее образования, если в Европе и США водопроводчик оказывается успешной личностью, а человек с высшим образованием, если не повезло, не сверхталантлив, то он тратит лучшие годы на выплату кредита за образование или, как в Европе, идет стричь газоны или работать электриком и вдруг понимает, что это выгоднее.

А я говорю не только о нашей стране. В Америке и Европе - то же. В США не могут выучить достаточного количества людей, чтобы заполнить graduate - то, что мы у себя в стране привыкли называть аспирантурой. Не хватает американцев с нужным уровнем знаний! Поэтому они просто нанимают лучших студентов со всего мира. Но даже среди этого - высшего! - слоя уровень знаний намного ниже, чем раньше.

Ой-ёй-ёй, когда в 25 лет мы, бывшие одноклассники встретились, оказалось, что лучше всех устроился троечник Саша, он сберег свою нервную систему от перенапряга в школе, стал рабочим высокой категории и спокойно зарабатывал 450 рублей в месяц. Кстати, интенсивная учеба изматывает нервы, а нервы важнее знаний не только для рабочего, а также для менеджера и, особо, для бизнесмена.

Изменился в целом подход: к математике стали относиться как к гуманитарной науке. Понимаете, в математике вы должны выучить определенный набор дисциплин, без которых в этой сфере невозможно работать в принципе. И тем не менее на Западе в какой-то момент пошли по пути подражания гуманитарным наукам - предоставили студентам самим выбирать те или иные курсы. Парадокс! Гуманитарные науки в целом - это, так сказать, мелкое море: основная трудность - в масштабе, это море знаний огромное, но ты можешь постигать его по частям. А в математике нужно сразу идти в глубину, здесь другое понятие сложности. Математика построена по принципу башни, где предыдущие этажи являются основой для следующих.

Это полный дурдом, типичный для многих технарей. Сейчас многие гуманитарии думать не умеют, поскольку гуманитарные науки тоже надо постигать в полном объеме. Я уже ругался по поводу одного университета - готовили китаистов без преподавания истории, литературы, географии... При этом технари лезут в гуманитарные области, не получив полноценного образования.

Таланты есть, но и они сегодня другие. Например, Гриша Перельман опубликовал замечательную работу. Но это всего одна работа! Раньше такого быть не могло, потому что для какого-нибудь Колмогорова 40 лет были только серединой жизни. Великий математик Давид Гильберт говорил: если ты работаешь 10-15 лет в одной области науки, дальше область нужно менять, потому что ты уже не сможешь достичь ничего значимого. А что значит для ученого такая перемена? Это значит, что ты должен спуститься со своего пьедестала, чтобы заново учиться еще 5-7 лет. Это всегда риск, но без этого риска ты превратишься в посредственность. Но и с этим сегодняшние ученые не согласны: они уверены, что имеют право быть такими, какие есть.

Типичный волюнтаризм, наорал, наобещал, а бабки где? 5-7 лет не выдавать план на гора, изучать смежную область. Кто заплатит? По схожей причине у нас преподаватели не занимаются в ВУЗах наукой, а иммитируют научную деятельность. Мне куда больше импонирует китайская система. Преподаватель идет в научную группу, где за выполнение работы удваивает и утраивает себе зарплату. Но у нас принято требовать бесплатные научные публикации. Дескать, ты в итоге защитишь кандидатскую или докторскую. Так какого хрена тебе платить? Нет, платить не будем, зато заставим на карачках ползать. Про ИНИОН я писал - сознательно отбивали желание к научной деятельности - просили написать в сборник научную статью, затем объявляли, что статьи не будет - бумагу не выделили. Или придет разнорядка для молодых ученых с предложением написать и опубликоваться - сознательно прятали приглашение, чтобы не имели научных публикаций.

Я говорю шире: в конце ХХ века мы наблюдаем странную ситуацию - чистая наука дает очень мало конкретных прикладных воплощений. Например, последние полвека физики получают Нобелевские премии за частицы. Но фактически ни одна из них не нашла практического применения. Единственное исключение - позитрон - эта частица, не существующая в природе, была открыта в 1930-е годы и активно применяется в медицине. Ни одного другого прорыва нет. Посмотрите, сколько времени потратили великие Сахаров и Зельдович, участвовавшие в разработке атомной бомбы, на куда более полезный проект токамак (установка для управляемого термоядерного синтеза). Казалось, это надежная и вполне реализуемая задача для добычи энергии в мирных целях. И вот прошло полвека - и ничего: эти установки по-прежнему потребляют больше энергии, чем дают. Можно сказать, Господь Бог отказал нам в дальнейшем поступательном развитии, сказал: хватит, остановитесь!

Плохому танцору яйца мешают. Проект Токамак изначально был тупиковым. Если господа Сахаров и Зельдович это не поняли, значит, не такие уж они великие. Уж пора признать, что на основе квантовой механики и теории относительности ряда прорывных открытий не сделаешь. Нужны иные механики и теории. Но важнее иное, развитие науки шло за счет старых резервов общества. Сейчас всё жестче. Нервная жизнь не способствует усвоению знаний, а нервозность мы получаем с детства от нервных родителей. Кто спокоен и способен сконцентрироваться, тот и без науки хорошо заработает. И американская наука уже давно развивается за счет китайских талантов, чьи родители не жалели денег на репетиторов.
Previous post Next post
Up