Интервью в "Новой газете" от 02.08.2011
"Рейдеры готовы вымостить дорогу телами погибших граждан"(Беседовал Евгений Ширяев)
- Геннадий Владимирович, как специалист по безопасности с богатой практикой и заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности можете ли Вы указать на какие-то принципиальные отличия или недостатки в режиме обеспечении безопасности аэропорта Домодедово от крупных государственных аэропортов Шереметьево или Внуково?
- Я думаю, что особой разницы нет, безопасность во всех трёх аэропортах обеспечивается примерно одинаково. Разве, что во Внуково специальная зона, обслуживающая правительство и президента защищается более жёстко. Там, конечно, есть особые меры безопасности.
А в целом я считаю, что Домодедово - это более современный и оснащенный всем необходимым аэропорт. Он точно отвечает всем международным требованиям, у него есть все необходимые сертификаты. Ну и выглядит он куда привлекательней. Хотя после того, как в Шереметьево была проведена реконструкция, там тоже навели некоторый лоск. Что касается работы службы багажа, то мне кажется, что лучше она работает всё же в Домодедово.
Конечно, это личные впечатления пассажира. Но, в связи с последними заявлениями правоохранительных органов по делу о теракте в Домодедово, следует понимать, что сейчас террористы могут выбирать любые места скопления людей на транспортных узлах: на вокзалах, в метро. А уровень обеспечения безопасности там даже приблизительно нельзя сравнить с тем, что в Домодедово. Террористы всегда могут найти способ.
Вот мой личный пример. Недавно мы с женой находились около аэропорта, на улице. Около входа стояла огромная толпа, человек 120-130, 2-3 автобуса. Все они медленно шли ко входу в чемоданами, с ними были дети. Тогда я сказал своей жене: «Маша, если бы я был террористом, то взорвался бы прямо здесь и сейчас». И действительно, не надо проходить через металлодетекторы, таможню. Нам сразу с ней стало так неуютно в этой очереди стоять.
Поэтому я считаю, что все усиление антитеррористических мер после трагедии в Домодедово - это лишь имитация безопасности. Ведь у нас было столько терактов: Дубровка, Ставропольский край, Каспийск. В поездах взрывали и взрывают. Но теперь вдруг именно аэропорт Домодедово стал козлом отпущения, хотя теракты - об этом надо честно говорить - могут быть повсюду.
- Кто несет ответственность за безопасность в аэропортах в первую очередь - подразделения ФСБ, местная милиция или собственные службы безопасности коммерческих аэропортов?
- У государства есть специальные полномочия, которыми оно наделяет спецслужбы. Там есть агентура, оперативные разработки, дела, сигналы, средства технического получения информации. Есть свои структуры, которые ведут учёты. Всегда есть группы спецназа, которые должны обеспечивать защиту от терактов.
Это прямая обязанность спецслужб, как инструментов государства. Российские же предприятия оказывают им помощь в части, их касающейся. Это установленные государством или международными требованиями критерии. Скажем, инженерная, техническая защищённость. Требования к каким-то видам досмотров и контроля, к обеспечению каких-либо транспортных структур определёнными типами оборудования. Без этого никакая эксплуатация аэропорта невозможна. Если аэропорт функционирует, это означает, что он выполнил все требования. Если же он не выполняет таких требований, значит, вступил с государством, с проверяющими органами в коррупционные отношения. В любом случае, вина лежит на государстве.
За защиту от незаконного вторжения, ответственность несет, в том числе и полиция. Она в полной мере обязана участвовать в предполётных, и если надо, в послеполётных досмотрах. Она обеспечивает соответствующие режимы. Если речь идёт о международном аэропорте, то должны присутствовать таможники, сотрудники пограничной службы и других служб. Они обеспечивают паспортный, таможенный и прочие виды контроля.
- Официальные лица неоднократно говорили, что ищут настоящего собственника аэропорта Домодедово в связи с произошедшим там терактом. Имеет ли собственник объекта с особым режимом прямое отношение к конкретным мероприятиям по безопасности, несет ли он ответственность за планирование и исполнение таких мероприятий?
- Собственник, конечно, определяет инвестиционную политику. И любой владелец обязан сделать все, чтобы аэропорт отвечал всем требованиям безопасности. Они закреплены, в том числе и международными соглашениями. Вне зависимости от того, кто является собственником, любой аэропорт, если он хочет получить доступ к международным перевозкам, должен выполнить эти требования.
Право на международные рейсы выдаёт специальная комиссия. И она тоже международная. Аэропорты, не соответствующие таким требованиям, соответственно, не имеют право принимать международные рейсы, а получают разрешения только на внутренние рейсы.
Ну а есть аэропорты, которые не могут и такого разрешения получить. Это, как правило, специальные аэропорты гражданской авиации, МЧС, военные аэропорты. У них упрощённая система взлёта-посадки. Вспомним трагедию под Смоленском, там как раз был военный аэродром. У них менее подготовленная инфраструктура для обеспечения безопасности полётов. Всё-таки военная авиация имеет отличия от гражданской.
Во всём мире ответственность за неисполнение требований по безопасности несёт дирекция. Это должностные лица, они имеют свои определённые обязательства, несут ответственность перед законом и государством. Аэропорт может иметь миллион собственников, если его акции продаются на бирже.
Возьмем для примера РусГидро. Разве собственники РусГидро должны отвечать за безопасность? Там же тьма акционеров. И вот случилась авария на Саяно-Шушенской ГЭС, которая эксплуатируется определёнными организациями и должностными лицами. И там не были вовремя проведены необходимые работы, произошла трагедия. Отвечать пришлось именно должностным лицам, собственник не может быть в ответе за то, что натворила дирекция.
Собственник определяет стратегию, распределяет дивиденды, прибыль, определяет направление инвестирования, определяет главное направление развития. А вот соответствие всем критериям, требованиям - это дело дирекции. Ведь этих требований очень много, не только защищённость от терактов. Есть техническая безопасность, требования к инфраструктуре, кадры, диспетчеры - огромное хозяйство, в общем. Так что, по закону, если нарушаются какие-то из этих требований, то ответственность несут как раз генеральный директор, его заместители, лица, которые отвечают за тот или иной аспект деятельности аэропорта.
Когда обсуждали теракт в Домодедово, меня немножко смутило неожиданное заявление представителей наших уважаемых правоохранительных органов, ведущих расследование теракта, что очень важным этапом расследования является поиск собственников аэропорта. Я очень сомневаюсь, что тот же Дмитрий Каменщик, если представить его не менеджером, а владельцем, мог участвовать в подготовке теракта. Я видел его один раз в жизни, он не похож на организатора террористического подполья в собственном аэропорту. Смелое заявление, в общем. На западе это бы не прошло, сразу были бы заведены десятки судебных дел о защите чести, разрушении деловой репутации.
- Пресс-служба Домодедово опубликовала фрагмент официального протокола допроса Дмитрия Каменщика, из которого следует, что недавний пресс-релиз Следственного комитета содержит прямую ложь. Каковы на Ваш взгляд мотивы таких действий следствия?
- Когда Следственный комитет занимается делами, которые действительно в его компетенции, это вызывает у меня удовлетворение и желание их поддержать. Но мне не нравится, когда СК начинает подменять собой Международную ассоциацию аэропортов, международную инспекцию или Госавианадзор. Следственный комитет может рассуждать о соответствии международным требованиям аэропорта Домодедово примерно так же компетентно, как и я, не наша это компетенция.
У меня возникает ощущение, что здесь имеет место какая-то установка, которую СК получил. Если они считают, что нарушены некие нормы, то ведь надо заводить уголовное дело? Поскольку, каким образом могут эти нормы быть нарушены? Только за взятки.
И заводить дело тогда надо не только на наших чиновников, но и на чиновников международных. Либо тогда уж обратиться в соответствующие органы авианадзора, чтобы те проверили, правы ли в Следственном комитете или нет. Не может же следователь без эксперта определить правильно сделана операция или нет - он зовёт для этого врачей. Я боюсь, что следователей просто вызвали и сказали: "Ребят, копайте". Вот и копают.
- Если существует реальная группа рейдеров, стремящихся отнять аэропорт Домодедово, представлен ли в ней бизнес, специализирующийся на воздушных перевозках? Кто эти люди, или в какой области деятельности они известны?
- Совсем необязательно они должны иметь корни в сфере воздушного транспорта. Рейдерам всё равно, что захватывать, им важна стоимость объекта, его перспективность, рентабельность. Аэропорт Домодедово постоянно подвергается различного рода атакам. Насколько мне известно, одну из них прекратил чуть ли не сам Путин. Наверное, ему стало стыдно за действия некоторых своих подчинённых, которые пытались угробить лучший аэропорт страны. То, что Домодедово сейчас является лучшим и самым крупным аэропортом страны - это не Гудков говорит, а статистика. Я думаю, что его собственники совершили большой просчёт, когда опубликовали отчёт о доходах аэропорта. Наверное, это вызвало приступ ревности, зависти и активизацию рейдерских атак.
Я, конечно, далёк от мысли, что теракт был спровоцирован рейдерскими группами (хотя, теоретически это можно сделать). Но любую возможность нанести удар по Домодедово рейдеры, у которых есть связи в самой верхушке управления нашей страны, конечно, используют. Я это отчётливо вижу.
Пользуясь возможностями вашей газеты, я хочу заявить, что меня с Домодедово связывают исключительно отношения "пассажир-аэропорт". Но я человек благодарный. Я вижу, как из обшарпанного гадюшника вырос современный, очень хорошо организованный, чистый, приятный аэропорт. Надо бы ещё дорогу туда нормальную сделать, я по ней езжу в Коломну на дачу. Я вижу, что из-за нерасторопности государства прекрасная дорога уже перегружена, там возникают пробки в час пик, в «дачные» часы. Проблему это вполне можно решить, там ведь нет таких проблем, как с Химкинским лесом, например.
Очень жалко, что у рейдеров такие крупные рты, готовые поглотить объект, стоимостью несколько миллиардов долларов. Мне кажется, чем крупнее добыча, тем больше у них разгорается аппетит. Знаете, я не люблю, когда при мне пятеро избивают одного, я всегда вступаюсь. И главное, что из-за рейдеров, дело о теракте пошло не в ту сторону. Вместо того, чтобы узнавать как пронесли взрывчатку, как её собрали, следствие начало искать собственников.
Я не знаю лично этих рейдеров, хотя и догадываюсь, конечно, кто они. Но это те люди, которые готовы вымостить себе дорогу телами наших погибших граждан, использовать ужасную трагедию в своих личных интересах и это омерзительно. Даже у бандита есть своеобразная этика. Грабитель и тот спрашивает: "кошелёк или жизнь", прежде чем отнять у своей жертвы деньги. А здесь мы видим полное пренебрежение к морали, холодный циничный расчёт. Я считаю, что те, кто потакают захвату, потакают людям, готовым ради своей цели пройти по горе трупов. Ещё раз подчёркиваю, у меня нет никаких связей с Домодедово, я лишь простой пассажир.