Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона № 448876-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» (в части введения дополнительных мер по противодействию терроризму).
Текст моего выступления в ГД по этому поводу:
Конечно, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект, как говорится, "мы полезных перспектив никогда не супротив", и будем делать всё зависящее от нас, чтобы снизить степень террористической угрозы. Безусловно.
Понятно, что эта мера может работать, как одна из многих. Она, может, и важная, но культ из неё, конечно, тоже делать не надо. И сказать сегодня народу о том, что мы сейчас приняли, вывесили какой-то цвет, и всё стало у нас совершенно по-другому - это, конечно, иллюзия.
Об этом надо сказать честно, это сопутствующая, содействующая мера, в этом плане мы её поддерживаем. Тут трудно не согласиться с Владимиром Вольфовичем насчёт цветовой гаммы, знаете, у нас синий, красный, голубой - выбирай себе любой, это из детской считалки. Действительно, наверное, красный, жёлтый, зелёный будет более понятен. Я думаю, что ко второму чтению это можно сделать.
Давайте всё-таки сегодня поговорим ещё раз о терроризме, что мы как Государственная Дума можем сделать для того, чтобы снизить или предотвратить террористическую угрозу. Смею утверждать, что наша с вами роль сегодня как законодателей, к сожалению, практически исчерпана.
Мы с вами уже приняли всё, что только можно было принять, начиная от новой редакции закона о борьбе с терроризмом, экстремизмом, усилением уголовной ответственности и многое-многое другое. Сейчас мы говорим о Законе "О транспортной безопасности". Да, наверное, это важно, очень хотелось бы, чтобы наш транспорт был безопасный. Но тогда нам нужно с вами принять закон о безопасности очередей в аэропорты или куда-то ещё, о безопасности кинотеатров, театров, магазинов. Чего ещё?
То есть надо совершенно чётко понимать, что это интенсивный путь, который не приводит в целом к улучшению и к снижению уровня террористической угрозы. Значит, причина лежит не в выделении, вычленении специальных зон, где обеспечивается безопасность отдельных граждан России, а безопасности всей страны и всех граждан. То есть мы должны сейчас думать о причинах условий, которые порождают терроризм. Поэтому наши с вами возможности в этом плане, к сожалению, практически уже исчерпаны.
Давайте рассмотрим роль спецслужб и правоохранительных органов, они будут принимать решение, какой цвет вывешивать? Я боюсь, честно говоря, с учётом реальных угроз, что водрузится над Москвой красный флаг. Знаете, как в анекдоте, когда иностранка попадает колесом в колодец (старый советский анекдот) и говорит: "Неужели нельзя было оградить красными флажками?" - Ей говорят: "Мадам, вы границу Советского Союза пересекали? Пересекали. Красные флаги видели? Какие претензии?"
Вот как бы не получилось так, что мы привыкнем к этому уровню террористической угрозы и вечный наш красный флаг, красный цвет будет говорить о том, что мы не способны создать нормальные условия труда и жизни наших граждан. И это тоже очень важно, и мы тогда сегодня должны с вами об этом говорить.
Посмотрим на наши спецслужбы, правоохранительные органы: могут ли они обеспечить безопасность нашим гражданам на 100 процентов, несмотря на все те огрехи и ошибки, несмотря на все те обоснованные претензии, которые мы им сегодня предъявляем, даже если предположить, что они работали почти бы идеально, они бы не смогли защитить нас от терроризма. И не потому, что они, скажем так, недостаточно оснащены, вооружены или профинансированы, а потому что терроризм - это явление политическое, это явление социальное, это явление, которое произрастает из всех недостатков власти, в том числе в нашей стране. И давайте об этом скажем честно и откровенно нашим гражданам.
Поэтому сегодня разрастание очагов террористической угрозы и опасности идёт быстрее, чем способность правоохранительных органов, спецслужб их подавлять. Это, к сожалению, те оценки, которые дают наши коллеги, плотно работающие с этим явлением или, вернее, против этого явления на Кавказе.
Поэтому только методами спецслужб, только методами правоохранительных органов мы с вами терроризм не остановим. Мы не устраняем причину условий. Обратите внимание, уважаемые коллеги, ведь практически все террористы, которые были на слуху, которые совершали теракты, там я уже начинаю с Басаева, Радуева и так далее, они все уничтожены, а на их место пришли новые.
Это означает, что мы имеем некую питательную среду, которая регенерирует террористическое подполье, и не только регенерирует, а даже его расширенно воспроизводит. Вот в этом причины и проблемы. И здесь, уважаемые коллеги, мы никуда не денемся от политических проблем, потому что я не понимаю, и мои коллеги по "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" не понимают, как можно одержать решительную победу над терроризмом в тотальной коррумпированной стране - в стране, где продаётся всё и вся, в стране, где не только взрывчатка, оружие продаётся, но и право, так сказать, перемещаться и передвигаться, отмазываться от любой проверки, преступления и так далее, и тому подобное. Как можно изжить терроризм в стране, где искажены принципы правосудия? Примеров сколько угодно. Как можно изжить терроризм в стране, где нарушаются права человека? Мы с вами это знаем, допускаются недопустимые методы. Как можно изжить терроризм в стране, где разрушена мораль и нравственность? У нас кто главный бог сегодня? Вовсе не Иисус Христос или там другие известные, так сказать, конфессии, а это портрет американского президента Джорджа Вашингтона, который напечатан на стодолларовых купюрах. Увы, это так. И мы хотим остановить терроризм.
Мы с вами должны четко понимать, что это политический вопрос, вопрос и власти, которая, к сожалению, сегодня показывает неспособность именно устранять эти причины и условия, и вопрос системы организации власти. Давайте подумаем сейчас, не затрагивая глубоко политические вопросы, потому что, конечно, и отсутствие вменяемой оппозиции, дискриминация в СМИ и отсутствие реальных выборов - всё это причины и условия, всё это добавляет, это создаёт питательную среду. Но давайте посмотрим, что мы сейчас с вами реально можем сделать помимо тех прямых законов, которые направлены на совершенствование, на вылизывание, скажем, на шлифовку существующего нашего антитеррористического законодательства.
У нас с вами застрял в Государственной Думе и лежит без движения закон "О парламентском контроле". Уважаемые коллеги, мы с вами не знаем, как работают спецслужбы, мы с вами не знаем, как осуществляется следствие, мы с вами не знаем многого чего и не узнаем, потому что у нас с вами нет этого инструментария, который имеют все парламенты мира. Кстати говоря, власть во всех странах мира доверяет парламентский контроль оппозиции, потому что она говорит: "Мы работаем честно, и если мы работаем нечестно, поправляйте нас, мы вам даём такие полномочия, такие права". Давайте мы примем закон "О парламентском контроле"? Там, кстати говоря, заложена, в том числе возможность правящей партии (это та, которая имеет большинство) корректировать деятельность комиссии парламентского контроля.
У нас с вами проиграна идейная борьба. Совершенно очевидно, что терроризм - это идеология. Да, человеконенавистническое "да", ведущее к трагедиям. Но это идеология, а мы идейное противодействие терроризму не ведём.
Посмотрите, кто у нас сегодня становится жертвами террористов? Не только граждане, но и служители ислама, те, которые как раз идейно и противодействуют террористам, те, которые разоблачают. Ведь ни одна религия мира не является человеконенавистнической, они все построены на принципах гуманизма, в том числе ислам.
Кто разоблачает ваххабитов, кто ведёт идейную борьбу? Вот эти служители ислама, которые это делают? Они сегодня оказываются в смертельной опасности. Мало того, что мы не взаимодействуем с исламской конфессией, мы ещё не в состоянии обеспечить безопасность и защиту этих граждан.
Разрушен серьёзный институт муфтията на Кавказе, который действительно был сдерживающим фактором. Мы с вами даже боимся это обсуждать. Мы предлагали, кстати говоря, провести такие парламентские слушания, которые до сих пор, по-моему, назначены, но с большим опозданием, а это обсуждать надо было ещё много лет назад.
Давайте всерьёз говорить о том, что сегодня коррупция главный враг, главный враг наш. Как бы условия, все условия и причины, на которых разрождается терроризм, опираются на коррупцию. Но ведь это вина, в том числе и власти. Не может коррупция существовать низовая. Коррупция всегда начинается с головы и идёт вниз. Мы должны её устранить.
Давайте мы примем закон, который приняли во всех странах Европы, закон о тотальном контроле доходов и расходов. Не контроль государственный, не создание кучи министерств, а контроль, который сегодня способно осуществить население через сеть Интернет, и это делают все страны мира, кроме России. Потому что наши активы далеко не соответствуют той верхушке айсберга, которую мы пытаемся сейчас показывать в отдельных декларациях. Это вопрос, который надо решать срочно. Потому что если мы не решим и не изменим условия и не пресечём причины, при которых возникает терроризм, следующий террористический акт не за горами, к сожалению.
Совершенно очевидно, что сегодня надо сделать так в борьбе с коррупцией, это сделать полную прозрачность принятых решений, там где есть движение финансовых ресурсов.
Только что выступали наши коллеги и сказали, только при госзакупках воруется триллион рублей. Я вас уверяю, что эта цифра занижена, она очень скромная и очень осторожная. Значительно больше. Объём коррупции в России зашкаливает за разумные пределы. Давайте мы обеспечим прохождение закона в Думе. Мы это можем сделать, открыть все эти сделки, тендеры, которые сегодня не проводятся, коррумпированные чиновниками и, которые присваивают огромные бюджетные деньги, разве мы не можем это сделать? Это устраняет причины и условия, а не бить по хвостам.
Да, у нас сейчас мы пытаемся спрятаться за спинами стрелочников, за их ответственностью, назначаем ответственным за аэропорт "Домодедово". Он соответствует всем международным стандартам по безопасности. И упрекнуть их могут только люди, не очень хорошо понимающие механизм организации авиационной безопасности и, кто там за что отвечает.
Поэтому, уважаемые коллеги, у нас с вами есть резервы. Но они не лежат на поверхности. А те законы, те нормы, те возможные решения, которые действительно затрагивают систему организации власти в нашей стране, которая должна быть прозрачна, которая должна быть подконтрольна, которая должна быть разделена как во всём мире, и, которая должна служить благу народа и обеспечивать его безопасность.