Завтра утром улетаю в Тель-Авив, поэтому сегодняшний пост будет о 2 меллахах и 2 синагогах.
Меллах - это арабское название гетто, произошедшее от слова "соль" (евреи должны были засаливать отрубленные головы преступников). Евреи были отделены от остального города, при этом вне стен меллаха им было запрещено носить обувь. Сейчас в Марокко 5000 евреев, больше половины из которых живет в Касабланке. Между тем еще в 1948 году еврейское население страны составляло от 265 000 до полумиллиона человек и в большинстве крупных городов был свой меллах.
Самым запоминающимся мне показался меллах Эссуэйры. При заселении в местный риад, хозяин развернул карту и показал, что в городе стоит посмотреть и куда сходить. Ткнув пальцев в меллах он произнес примерно следующее: "главное вечером не заходите в этот район". Разумеется, мы сразу же побежали смотреть его пока не стемнело)))
Вход в район настраивает на нужный лад, а улицы не обманывают ожидания.
Внезапно натыкаемся на указатель "Sinagogogue R.Haim Pinto".
Внутри все довольно прилично.
Главный зал, место раввина (наверное, того самого Хаима Пинто) и шторка перед арон-кодеш.
Слева места для мужчин в главном зале, справа - женский чилаут наверху.
Самый известный и самый старый меллах Марокко находится в Фесе. Евреи жили в городе практически с момента основания, т.е. с 8 века, но запереть их на определенной территории решили только в 1438 году. Вроде, считается, что община начинается с кладбища, поэтому вначале именно его фото. Сами могилы, разумеется глубоко в земле, сверху просто надгробия, а не саркофаги.
При виде единственной в районе площади, мне сразу вспомнились средневековые
небоскребы на главной площади венецианского гетто. Рост населения на крайне ограниченной площади, по всей видимости, у них проходил параллельно, но Италия и тогда и сейчас явно побогаче.
Почти Европа.
В здании слева раньше находилась одна из местных синагог.
Сейчас в Фесе живет несколько десятков евреев. В этой части города их уже нет, поэтому во всем районе мы увидели только один Маген Давид на какой-то непонятной двери. Все вывески в районе разумеется на арабском, да еще и с таким африканским колоритом как иллюстрации ассортимента.
В единственную в районе синагогу Абен Данан мы не попали, т.к. вход туда был платный, а у нас не оказалось наличных денег. Надеюсь, мы не много потеряли.
Для контраста выложу еще 1 синагогу из другой части света - из Тбилиси. Интернет сообщает, что в Грузии евреи поселились в 6 веке до н.э., т.е. немногим позже основания Рима. Правда, сейчас 90% из них живет на территории Израиля.
Зайдя внутрь мы решили не толпится на первом этаже, т.к. там было какое-то мероприятие, а подняться на второй. Свет в зале был полностью выключен и было видно только витражи.
Вспышка вспышки и перед нами вот такой крутой сюрприз.
Предыдущий пост:
Португальская ВенецияСледующий пост:
Площадь. Часть 1.