Независимо от грядущих решений Януковича, уже известно, что следующим членом Таможенного союза ЕврАзЭС станет Армения. Не все знают, но единственной европейской страной имеющей режим свободной торговли с Россией (причем с 2000г.) и ТС является Сербия. В столицах этих двух стран я впервые побывал в прошлом году, причем в каждую из них я приехал ночным поедом всего на сутки. По-моему, это хороший повод, чтобы рассказать свои опыт перечения границ дружественной Армении, братской Сербии, вражеской Грузии и загнивающей Венгрии.
Часть 1. Кавказ
Знакомство с Грузией для меня началось на вокзале Тбилиси, откуда умученный жизнью местный поезд (его фото чуть ниже) сначала вез нас по местам боев 2008г. на малую родину Сталина, а потом возвращал в новый
Тбилисский аэропорт. Но сейчас об их южных соседях... Учитывая то, что Армения как и Израиль окружены врагами, добраться в Ереван можно только тремя способами: маршруткой из Грузии, поездом или самолетом. Причем поезд ходит всего раз в 2 дня и преодолевает 300км. пути за 10,5 часов!!! Сами вагоны 1 в 1 как в России, т.к. обслуживаются дочкой РЖД, но цены и спрос ощутимо ниже. Помимо того, что поезд всю дорогу еле тащится, он еще и стоит на границе, которая на мой взгляд является самой интересной частью пути. Предварительно начитавшись в интернете страшных историй об армянских пограничниках я был готов к худшему.
По прибытии на границу первыми в вагон вошли грузинские пограничники. Проверив наши документы и пожелав приятного пути, они поинтересовались (на английском) у нашей соседки (девушки из какого-то маленького японского города) понравилось ли ей в Грузии и пошли дальше. В соседнем купе ехали немцы. Посмотрев их документы (паспорта были выданы в Мюнхене) пограничник задал (на английском) только 1 вопрос: кто из них болеет за
Мюнхен-1860, а кто за Баварию? От тяжелейшего разрыва шаблона я оправился только на второй границе. Армянские пограничники появились не сразу. Сперва по вагону прошел наш проводник и просил (по-русски) туристов из дальнего зарубежья пройти с вещами на выход. Представляю, что было в этот момент в голове у молодой японки: какой-то кавказский мужчина посреди ночи русским языком и жестами заставляет ее собирать вещи и идти на мороз, непонятно зачем и непонятно куда. Правда, опасения мои не оправдались, не задавая лишних вопросов по вагону прошли пограничники, после них вернулись и все иностранцы. Оставшийся путь туда и обратно прошел уже без приключений и по расписанию, правда при покупке обратного билета нас все-таки обсчитали. На 100руб. всего, но много лет уже меня нигде не обсчитывали.
Часть 2. Европа
Сербская железнице, хоть и не является дочкой РЖД, как в Армении, но в ближайшие несколько лет получит от РЖД 2,5млрд. долларов на модернизацию путей и подвижного состава. Впечатлившись будапештскими вокзалами и распечатав в терминале электронный билет я пошел искать свой поезд. Первым сюрпризом стало то, что хотя он и идет всю ночь (расстояние чуть меньше 400км.), но большая часть вагонов оказалась сидячей. Это при том что спальное место стоит меньше 1000руб. Заняв место в вагоне СВ я в течение долгих минут чувствовал себя человеком с улицы Бассейной, т.к. по расписанию поезд должен был уже ехать, а проводник еще стоял на перроне. Только через несколько минут после запланированного отправления в вагоне зажгли свет и примерно с получасовым опозданием поезд двинулся в путь. Кроме нас во всем вагоне ехал только 1 пассажир и 1 проводник. Первого я за всю дорогу так и не увидел, а второй нас здорово развеселил. Когда еще можно будет увидеть проводника который всю дорогу сидит в коридоре с пивом, сигаретой и поет что-то себе под нос.
Проснувшись утром я стал всматриваться в окно, любоваться пейзажами и собирать рюкзак. С опозданием в пару минут поезд остановился на вокзале. Я уже было порадовался за то, что в пути мы нагнали расписание, но тут нас ждал главный сюрприз - это был не Белград... На платформе было написано "
Нови Сад", т.е. до столицы нужно было проехать еще 80км. А Вы бы сразу поверили своим глазам, если бы вечером сели на Московском вокзале, а утром, в указанное в билете время, вместо Ленинградского вокзала увидели надпись "Тверь"? На обратном пути мы, кстати, тоже немного опоздали, но зато дорога прошла не менее весело. Проводник в нашем купейном вагоне был трезв не курил, но сходу предложил нам свои платные услуги. За "сколько не жалко" он готов был не подсаживать в наше купе пассажиров с проходящих остановок. Вагон был пустой где-то на 80%, да и в пути должны были подсесть всего 8 человек, но рисковать не хотелось - пришлось давать "чаевые". Кстати, купе (на фото справа) лично мне показались даже удобнее СВ (на фото слева), правда персонального умывальника в первом не оказалось. В общей сложности на билеты туда-обратно ушло чуть больше 2200руб с человека.
Венгерские пограничники не произвели никакого впечатлений - стандартный вопрос о сроках визита и штамп в паспорт, а вот сербы поддержали заданный уровень. Взглянув в паспорт они не только не задавали вопросов, но даже штамп ставить не стали. То ли им лень было, то ли чернил до конца смены не хватает. Сложно поверить, но в Белграде приключения не прекратились. Решив на вокзале два непростых квеста (сначала найти камеру хранения и привести туда ее работника, а потом на смеси русского и английского купить нужный билет на трамвай), мы решили покататься на местном трамвае №2. Маршрут кольцевой и проходит исключительно по центру, поэтому начинать осмотр города именно таким образом рекомендуют многие путеводители. Вагоновожатый не посрамил коллег с железной дороги и пограничников. На перекрестках он бегал в ларек за сигаретами, а в одном месте даже с помощью экстренного торможения поехал задним ходом, т.к. проскочил стрелку. Финальным аккордом стал единственный посещенный нами в Белграде музей. Придя туда, найдя кассира и приведя ее на рабочее место мы стали изучать цены на билеты. Видимо я слишком долго прикидывал стоит небольшой музей своей цены или нет, поэтому девушка сама решила сделать нам скидку и вернулась к чаепитию.
Предыдущий пост:
Транспорт в МароккоСледующий пост:
Самолеты