Язык жестов на иконах

Jun 30, 2013 23:02

Мастера иконописи выделяют следующие виды жестов святых:

Ладонь праведника



На обычном языке жестов открытая ладонь, обращенная к собеседнику, означает искренность и доверие. В иконописи с таким жестом изображаются праведники. Открытая ладонь демонстрирует отсутствия лукавства и злых намерений, честность и чистоту помыслов.
Такими были святые князья Борис и Глеб, им предлагали убить их брата-предателя Святополка, но они предпочли сами погибнуть от рук братоубийцы, чем совершить его самим.
Такой жест можно иногда увидеть на иконах святых Веры, Надежды, Любви и их матери Софьи Римской, пострадавших от жестокости императора Андриана 30 сентября 137 года. Поэтому православные верующие стараются для родившейся в сентябре девочки выбрать имя одной из этих мучениц и заказать мерную икону с ее изображением.

Скрещённые на груди руки

С таким жестом пишут, например, преподобную Марию Египетскую. Вероятнее всего, это изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим ко Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы. Вся пустынная жизнь преподобной Марии была подвигом покаяния, а незадолго до своей блаженной кончины она причастилась Святых Христовых Таин, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…».

Десница благословения

Пожалуй, многим известна поясная икона Спасителя, держащего в левой руке открытое Евангелие. Пальцы же правой сложены особым образом - в виде букв IX (Иисуса Христа). Исторические данные показывают: этот жест символизирует не столько благословение, сколько сам процесс произнесения Спасителем речи, публичного выступления, а именно благовествование Евангелия Царства Божия. Жест характерен еще для дохристианской живописи. Но традиционно иконописцы трактуют его несколько иначе: как благословение именем Господним. Поэтому с конца XIX века пальцы правой руки Сына Божьего изображают сложенными в благословение, буквы IC XC. Распространенным является и трехперстное благословение именем Троицы. Так пишут руки святых патриархов, митрополитов и епископов, а также преподобных и праведников, имевших священный сан.




На иконах святых пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) - это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение - благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский… При жизни они каждый день благословляли этим жестом множество людей, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой.

Приложенная к сердцу рука

С таким жестом изображаются праведники, святые, которые преуспели в искренней молитве, идущей от сердца. Например, икона святого благоверного князя Александра Невского.



Такой может быть также икона на заказ с изображением Пресвятой Богородицы. Или, например, преподобный Василиск Сибирский, недавно прославленный святой, который жил в XIX веке, но по преуспеянию в сердечной молитве был равен древним пустынникам.

Две раскрытые на груди ладони

Согласно различным трактовкам две раскрытые ладони обозначают обращение к Господу с молитвой или приятие благодати Божьей. Например, руки матери Богородицы - праведной Анны, святой мученицы Анфисы.

Итак, очевидно, что в иконе такая, казалось бы, незаметная деталь, как жест, имеет огромное значение. Положение пальцев рук и ладоней святого может рассказать о многом: его духовном сане, жизненном пути, чувствах и переживаниях в изображенный иконописцем момент. Знание языка жестов полезно в общении не только с людьми, но и иконами.

"Сатанинская" "коза"



Указательный палец в таком жесте на иконах читается как указание на Божественную природу Спасителя, мизинец - на человеческую. Кроме того, соединение малого среднего пальца с большим, при котором остальные протягивались означал у древних ораторов начало речи и сам процесс повествования, подгибание же двух средних пальцев под большой и протягивание остальных подразумевало активное начало речи. Поэтому этот символизм перешел в иконописную канонику как указание на то, что изображенный является активным проповедником, благовестником.

Источник 1
Источник 2

Жесты, Интересно, Православие, Искусство

Previous post Next post
Up