Уроки 1999-го

Oct 23, 2024 22:28

Сегодня некоторые с юморком подают ситуацию со сбитым в Югославии американским самолётом-невидимкой как "А сербы не знали, что он невидимка" и всё в таком бодром ключе. На самом деле югославских бойцов ПВО надо уважать потому, что пример сбития F-117 должен войти в классику, как пример спланированной и осуществленной операции.

Обычная РЛС П-18 "Терек" армии Югославии cмогла обнаружить F-117, потому что, во-1-х, все конструкторские ухищрения, заложенные в "самолёте-невидимке", смогли снизить видимость лишь до определённого предела. В итоге расчет П-18 с расстояния в 50 км прекрасно увидел и навел ЗРК С-125, вследствие чего "Ночной ястреб" совершил очень некомфортное приземление. Во-2-х, тут была хитрость: операторы и аналитики ПВО Югославии смогли вычислить маршруты, по которым летали F-117, благо, американцы не особо напрягали себя разработкой новых и частой сменой старых маршрутов. И на пути следования F-117 были расположены засады, одна из которых отработала на 100%.



РЛС П-18 "Терек"

Но стоит не забывать, что всего в Югославии F-117 совершили 850 боевых вылетов. А для того самого, летавшего под собственным именем "Что-то плохое" это был 40-й вылет. В принципе, потеря одного самолета на такое количество вылетов как бы терпимо. Но в целом проверка Югославией показала, что применять "Ночных ястребов" можно и нужно только в том случае, когда подавлена авиация противника: перед лицом любого истребителя самолет был практически безоружен, и в случае атаки пилот мог рассчитывать только на то, что ракета потеряет захват цели из-за "стелс"-невидимости. Маневр уклонения - это не про F-117. Как боевой самолет "Ночной ястреб" был очень ограниченным: применение вооружения исключительно по лазерному или внешнему наведению - это откровенно слабо. Да и сам набор вооружения был мизерным для такой машины, а именно благодаря такому набору, в частности, создавалась "невидимость".

Да, упавший в поле F-117, который считался реально практически невидимым, очень сильно уронил репутацию Соединенных Штатов, вещавших именно в таком ключе. Но именно США сделали многое для того, чтобы F-117 был сбит.
1. Той ночью самолет полковника Зелко летел в гордом одиночестве. Вообще практика применения F-117 была такой, что их при полете на цель сопровождали самолеты РЭБ, которые дополнительно прикрывали бомбардировщики пеленой различных помех.
Что интересно, причины невылета самолетов прикрытия были на уровне детского садика: помешала внезапно (NB!) ухудшившаяся погода! То есть, вот этот здоровенный и нестабильный блин F-117 мог лететь, а те же ЕС-130Н, которым любая непогода по идее была бы вдоль крыла - не смогли. И то же самое могло относиться и к EA-18G Growler, которые там тоже применялись вовсю.



Lockheed F-117 "Ночной ястреб"

2. F-117 полковника Зелко тупо летел тем же маршрутом, что и в два предыдущих дня. Маршрут никто менять не стал. Это вообще оправдать нечем.
3. Службы безопасности американской армии и ВВС не удосужились провести мероприятия по обнаружению югославских информаторов, а те имелись и докладывали своей армии о том, сколько самолетов и каких взлетело и куда они примерно направляются. Так что Золтан Дани и его расчёты прекрасно были осведомлены о том, что к ним летит одиночный F-117 без поддержки самолетов РЭБ, соответственно, противодействия радарам не будет. Более того, Дани рассказывал, какие нечеловеческие тренировки они устраивали, чтобы расчёты могли сворачивать, перемещать и разворачивать свои установки в пять раз быстрее норматива, но это было оправдано, и ночью 27 марта батарея оказалась на пути F-117 Патрика Зелко. Дани вышколил своих людей так, что они включали РЛС буквально на 5-10 секунд, снимали оперативную обстановку, тут же сворачивались и перемещались на другую позицию, где их уже не могли достать противорадиолокационные ракеты, пущенные на сигнал РЛС.
Итог все знают: каких-то 17 секунд, на которые была включена РЛС, хватило, чтобы поймать в прицел F-117 на расстоянии 20 км, а дальше практически в упор (с 10 км) поразить его ракетой.



Везение? Нет. Удача? Нет. Недостаточно невидимый "невидимка"? Тоже нет. Отлично спланированная и проведенная операция. И никакая малозаметность, основанная на сверхновых технологиях, не спасет "чудо-оружие" от поражения, если применять его не так, как надо. Американцы сделали всё для того, чтобы югославы сбили "Ночного ястреба". Потому неудивительно, что потом последовали отставки, разборы полётов и пересмотры даже самой концепции применения "невидимок".

Потому когда читаешь бравурные заметки на тему того, что сербы не знали, что F-117 невидимый и всё в таком ключе от интернет-глупцов, за сербов становится обидно. Они прекрасно знали, насколько опасен F-117 и знали его сильные стороны. Но отработали на 150%, и хоть на результат войны это не оказало воздействия, бойцов Дани есть за что уважать.

Источник

Армия и флот, История, Авиация

Previous post Next post
Up