Случайно увидел в ВК старую фотографию 1938 года. Родные места, рядом жил мой друг, который в свой время затащил меня в парашютную секцию. Сам мост я фотографировал редко, в основном - с него. Но ходил по нему намного чаще, чем по всем мостам через Канаву (так давным-давно коренные москвичи называли Водоотводный канал)
1938
Мост соединяет Пятницкую улицу и Балчуг. На самом деле мост не чугунный и вообще - пятый на этом месте. Настоящий чугунный мост был третьим. Он был построен в 1865 году по проекту П.Я. Витте. Дорожное полотно держалось не на опорах, как сейчас, а на трёх чугунных арках, украшенных орнаментами, орлами с вензелем императора Александра II. Именно материал конструкции дал название мосту. Правда, мост был железным, но тогда и железную дорогу называли чугункой. А самый-самый первый мост был деревянным и появился здесь в 1785 году, когда стали рыть Водоотводный канал, чтобы осушить болотистую местность (не зря здесь Болотная площадь, Болотная улица и Балчуг, что по-татарски значит "болото").
XIX в.
Чугунный мост простоял до 1889 года, когда его заменили мостом более привычной для Москвы трёхпролётной конструкции. По новому мосту пустили конку, а в 1909 году - линию уже электрического трамвая. В середине 1930-х годов, когда реконструировали московские набережные, Чугунный мост не тронули, т.к. эта дорога потеряла своё транспортное значение. Большой Москворецкий мост возвели чуть выше по течению Москвы-реки, его продолжением стал Малый Москворецкий мост, который вёл уже на Ордынку.
Но в середине 1960-х гг. Чугунному мосту ремонт всё-таки потребовался. Сначала отсюда убрали трамвайные рельсы. Потом металлические балки, на которых стоял мост, заменили на железобетонными. Кроме того заменили кирпичную кладку опор. Внешний вид моста не изменился, даже перила остались оригинальными, как и тумбы.
1959
2017
2021
К слову, выражение "сто́ит как чугунный мост" родом из города Петровска Саратовской области. Тот самый "чугунный" мост до сих пор соединяет берега реки Медведицы в этом городе.
В начале ХХ века местные купцы купили железный мост у французов, которые везли части уникального клёпаного железного моста в Пензу. Сделка происходила в изрядном подпитии в ресторане "Север". Из-за этого за мост было заплачено втридорога. Переплатили так много, что с тех пор о слишком дорогих вещах стали говорить - "сто́ит как чугунный мост", причём выражение это распространилось по всей России