Формально она существует. Она есть на карте Москвы. Однако фактически её нет. Более того, когда я спрашивал у местных, где эта улица, мне если что и называли, то только не её, а её считали частью либо Валовой улицы, либо Зацепского вала. Да и я узнал о ней совершенно случайно. Улица расположена на Острове между Большим Краснохолмским мостом через Москву-реку и Малым Краснохолмским мостом через Водоотводный канал (Канаву, как издавна говорили коренные москвичи). Называется она Нижней Краснохолмской. Несмотря на то, что застройка здесь довольно плотная, особенно на внутренней стороне Садового кольца, по ней не числится ни одного дома!
Дорога тут появилась после ликвидации Земляного вала в конце XVIII века. Уже в первой четверти следующего на месте бывшей линии городских укреплений возникло Садовое кольцо. Эта его часть сначала была безымянным проездом. Позже ему дали название "Краснохолмский" по местности
Красные холмы, которая, правда, находилась на противоположном берегу Москвы-реки. С ним эту часть Садового кольца соединял Большой Краснохолмский мост.
Большой Краснохолмский мост со стороны Нижней Краснохолмской улицы, 1927-1933 гг.
Улица была весьма оживлённой. Здесь в течение 50 лет ходили трамваи, пока рельсы не демонтировали в 1961 году (я застал трамвай и на улице Осипенко, которая теперь Садовническая). Со временем тут запустили троллейбусные маршруты. Кстати, улицей дорога стала только в конце 1920-х. Именно тогда название "Нижняя Краснохолмская" появляется на планах Москвы. До этого, как было сказано, был Краснохолмский проезд.
На внутренней стороне (относительно Садового кольца) с одной стороны ул. Осипенко (Садовнической) располагалась Краснохолмская мануфактура, а с другой - жилой дом, построенный в 1929 году. Возведенные до революции московские мосты начинались от самого берега и заканчивались у другого - так и поныне устроены их петербургские братья. В 30-е годы было решено, что московские мосты должны иметь подъездные эстакады с развязками. То есть пути тех, кто едет по набережной, и тех, кто едет по мосту, не должны пересекаться друг с другом. Такая подъездная эстакада нового Краснохолмского моста "залезала" на дом на Осипенко. Что делать с постройкой, которой всего восемь лет и которая даёт кров десяткам (а то и больше) семей? Сносить нельзя. Решили передвинуть! Дом был построен буквой Г. Эстакаде мешало всё строение, но особенно - длинная его сторона, выходившая на Садовое кольцо. Дом передвинули за три дня - левая сторона отъехала на 34 м, а правая - на 53 м.
Слева на фото Краснохолмский камвольный комбинат, справа - дом 77. 1934 г.
Этот 5-этажный дом на углу Садовнической и Нижней Краснохолмской (N 77 по Садовнической улице) известен ещё одним громким событием: в конце 1967 года угловая секция здания была разрушена взрывом, предположительно - бытового газа (есть версия и о подрыве авиабомбы), с большими человеческими жертвами. Участок на месте этой секции оставался пустым до 2005 года, а потом был передан под постройку серого офисного уё... здания, довольно уродливого.
Теперь это место выглядит так:
Нижняя Краснохолмская улица. Фото автора, март 2019
Слева от тёмно-серой уродины видна вторая часть того пятиэтажного здания
Если войти во двор этого дома со стороны Космодамианской набережной, можно увидеть
"музей" Фёдора Конюхова. В принципе, сюда можно зайти и со стороны Садовнической улицы, но по-моему, с набережной удобнее.
С другой стороны улицы вплоть до лужковских перемен располагалась городская фабрика-прачечная, построенная в самом начале прошлого века и снесённая в 1990-е гг. Рядом с ней была остановка автобуса №6 и троллейбуса "Б" ("Букашка"), остановка называлась "Шлюзовая набережная". После сноса фабрики-прачечной, занимавшей всю восточную сторону улицы, Нижняя Краснохолмская улица превратилась в улицу-фантом - не осталось ни одного дома, приписанного к ней. Дома по обе стороны Садового кольца приписаны к
Космодамианской набережной, Садовнической набережной и Садовнической улице.
Городская фабрика-прачечная, фото 1913-1914 гг.
После того, как появился новый Большой Краснохолмский мост, улица совсем перестала быть заметной. Сейчас она воспринимается, как обычный короткий проезд к следующему мосту - Малому Краснохолмскому. И дальше - на Зацепский вал. Официальная длина современной дороги - 315 метров, но фактически она ещё меньше.
Дома на внешней (восточной) стороне Садового кольца относятся к Космодамианской набережной
Swissôtel Красные Холмы (фото автора, март 2019)
Дом музыки (фото автора, март 2019)