Нестандартный подход

Feb 27, 2024 00:38

Во время Великой Отечественной войны был интересный случай, когда самолет с одного советского авиазавода в Казани бомбил другой советский авиазавод... листовками



Приказ № 757с Народного Комиссара Авиационной Промышленности СССР А. Шахурина
17 декабря 1943 г. г.Москва
Секретно
15-го декабря 1943 года самолет У-2 завода № 464 производил полеты в районе завода поставщика № 41 и разбрасывал листовки с обращением к коллективу завода № 41 о том, что они срывают работу завода № 4 64 по выпуску самолетов для фронта и т.д.

Вылет самолетов, подготовка листовок и их разбрасывание над территорией завода № 41 производилось по прямому указанию директора завода № 4 64 тов. Шелухина.

Расценивая поведение директора завода № 4 64 тов. Шелухина как самую недисциплинированную провокационную выходку, - приказываю:
Директору завода № 4 64 тов. Шелухину М.И. объявить строгий выговор с предупреждением.

В годы войны авиации придавалось особое значение. И.В. Сталин в телеграмме создателям знаменитого Ил-2 писал, что самолеты необходимы, как хлеб. В ряде обкомов были созданы авиационные отделы и даже введена должность секретаря этой отрасли.
На предприятиях в конце месяца и года царила напряженнейшая обстановка. Сдававшиеся военпредам самолеты должны были соответствовать определению "готовность к бою". Однако необходимое оборудование и вооружение зачастую производилось на заводах-смежниках, нередко расположенных довольно далеко от основного производства. Случалось, что поставки задерживались.
В Казани был момент, когда на аэродроме запасной авиабригады, осуществлявшей перегонку Пе-2 на фронт, скопилось более 200 машин. Не хватало некоторых компонентов моторамы, без которых они не были готовыми к бою. Иногда руководство было вынуждено отправлять за деталями на самолетах самих рабочих. К нерадивым смежникам посылали гонцов-толкачей, сыпались громы и молнии в телеграммах, нередко подписываемых первыми секретарями обкомов и т.п. Неусыпно отслеживало этот процесс НКВД, по-своему "стимулируя" производственную дисциплину.
Но метод воздействия на смежника, который примененил директор авиастроительного завода № 464 М.И. Шелухин, был, пожалуй, уникальным, и не случайно попал в приказ министра авиационной промышленности. Конечно, директор, приказав "бомбить" завод-смежник листовками с вопросом "На кого вы работаете разгильдяи 41-го завода?", очень рисковал. Но цель была достигнута. Ну а выговоров у любого директора было множество.
Один ветеран-самолетостроитель сообщил любопытную деталь. Оказывается, тогда ходили разговоры о том, что когда про это ЧП было доложено Сталину, он задал только один вопрос: выполнил ли после этого завод № 464 план по выпуску самолетов? Узнав, что даже перевыполнил, приказал оставить директора в покое.

Булат Султанбеков, профессор

История, Война, СССР, Авиация

Previous post Next post
Up