Mar 31, 2013 14:50
…Хотя очень, очень мило. Судя по тому, что автор номинировался на Букер, у себя на родине он позиционируется, как настоящий, «взрослый» писатель - сродни Барнсу, Кутзее или Рушди. Однако на деле Дэвид Митчелл - такое ощущение - так и не определился, пишет ли он всерьез и надолго или же так -«капустки порубать» вышел. А когда сам автор для себя не решил, кто он - Лев Николаевич или же Джеймс Хэйдли, то и читатель чувствует себя как-то враскоряку. Откровенно признаюсь: мне книга понравилась. И общественно-политические взгляды, и эстетические принципы автора показались вполне симпатичными. За фразу «Эгоизм индивида уродует его душу; эгоизм рода человеческого ведет эго к уничтожению» можно простить и куда менее удачный текст. А за фразу «Человек пишет музыку, потому что зима бесконечна и потому что иначе волки и вьюги скорей доберутся до его горла» автора если не расцеловать, то, как минимум к сердцу прижать хочется.
Культуроемкость - со ссылками на Сенеку и Хэмфри Богарта, полистилизм - сродни Гильермо Кабрере Инфанте, когда каждая часть - в духе Мелвилла, Манна, Кизи, Этвуд и т.д. Однако именно эта демонстрация потрясающих возможностей в сфере подражательства (или, если хотите, пародии) и не позволила мне воспринять роман всерьез. Ну, зачем, скажите на милость, читать первую часть «Облачного атласа», когда уже написан такой замечательный «Моби Дик», где и рефлексирующий, слабый духом, но гордый главный герой имеется, и брутальный, инфернальный капитан, и добрый преданный дикарь-туземец? Да и роскошный левиафан-альбинос в качестве сюжетообразующего начала как-то сильнее впечатляет, нежели гипотетический кишечный паразит, якобы терзающий внутренности героя. То же и со второй, и с прочими частями книги. Заметки окучивающего вышедшую в тираж музыкальную знаменитость небесталанного жулика - вылитые «Признания авантюриста Феликса Круля». Даже обольщение протагониста зрелой супругой патрона при наличии хорошенькой юной дочери есть. Кафкианский кошмар богадельни строгого режима - вылитый «Полет над гнездом кукушки». Страшноватенькое каннибалически-корпоративное будущее - «Орикс и Коростель» пополам с «Рассказом служанки». Да и все остальное что-нибудь, да напоминает.
Вместе с тем, задумка была отличная, да и исполнено все на приличном уровне. Этакий роман-матрешка, где из одной деревянной куклы вылупляется другая - чуть поновей, помладше - и т. д., пока не народится на свет жутковатый, рахитичный крошечный идол в меру отдаленного постапокалиптического грядущего. После этого игра возобновляется в обратном порядке - матрешка вновь обретает прежнюю целостность.
Дэвид Митчелл представляется мне этаким добросовестным, даровитым, в меру талантливым парнем, который хорошо умеет работать руками, любит мастерить ими всякие штуки, и в голове у него что-то такое бродит - несусветное, волшебное. Этакий Кулибин с Туманного Альбиона. Вот только деревянные часы, которые он мастерит по образу и подобию золотых швейцарских, почему-то упорно не желают заводиться и ходить.
Еще раз повторю: книга мне понравилась и автор глубоко симпатичен, но… Как-то уж все чрезмерно - начиная с объема и заканчивая культуроемким полистилизмом. Хотя другие книги Митчелла, случись таковые на моем читательском пути, непременно прочту. (с) хз уже не найду ну и пофик
грабить,
спокойный и трезвый как Зорро