Я никому не интересна / Мне ничего не интересно

Oct 19, 2018 04:47



Игра «Я никому не интересна / Мне ничего не интересно».

Такой запрос чаще приходит от женщин, чем от мужчин. (Наверное, потому, что по умолчанию носителем интереса является именно мужская структура, и в мужчинах эта функция выживает с большей вероятностью.)

Итак, женское «Я никому не интересна». Вариант - «я не интересна мужчинам». (При этом, жалоба «я не интересна женщинам» практически не встречается.) Если развернуть эту конструкцию с учетом классической проективной подмены Я-ТЫ, получим установки: «Мужчины мне не интересны», «Я не интересна самой себе». Несмотря на формальное различие формулировок, по содержанию они практически тождественны. Чтобы понять, почему - рассмотрим собственно явление «интереса».

По фокусу, интерес к другому человеку бывает двух видов: интерес к собственно человеку, и интерес к тому, что он делает (для меня). Первый вариант соответствует мужскому проявлению, второй - женскому. Например, как мы реагируем на женщину в красивом платье? Женщин, как правило, больше интересует платье (форма), а мужчин - то, что под ним (содержание). Таким образом, женщину больше интересует то, что между ней и мужчиной - т.е. отношения - чем собственно мужчина. А мужчину, наоборот, в большей степени интересует женщина, а отношения воспринимаются как вынужденная нагрузка. Я об этом писал, и не только я.

Таким образом, проблема «Я не интересна мужчинам» обычно указывает на неумение воспринимать себя как содержание, и восприятие себя исключительно как формы. Мужское внимание, направленное на содержание женщины, не достигает цели и не воспринимается как внимание вообще. А генерировать «женский» тип внимания - к форме - гендерно здоровый мужчина может лишь недолго и в режиме симуляции, т.е. фальши. Потребность во внимании субъективно не насыщается.
Такое отклонение возникает вследствие того, что в детстве папа девочки не проявлял к дочери «мужского» внимания - либо вследствие того, что мама девочки ему запретила, вытеснив его из отношений с дочерью, либо вследствие того, что папа пребывал не в своей гендерной роли, и его качество внимания было искажено в «женскую» сторону. Терапия состоит не столько в том, чтобы научиться «интересоваться собой», сколько в том, чтобы создать самоощущения субъектности - т.е. создать того, кто мог бы интересоваться собой. Восстановить ощущение себя как содержания, а не как формы. На мой взгляд, проще всего это сделать либо через бытие наедине с собой, либо научившись молчать рядом с мужчиной.

Другой распространенной проблемой является «Мне ничто не интересно / никто не интересен». В большинстве случаев это поза, своего рода игра «вы давайте интересуйтесь мной, а я посмотрю, достаточно ли вы постарались». Т.е. это формальное непринятие мужского внимания в надежде получить его неограниченно в эксклюзивное пользование. Фактически - это попытка захвата всего мужского внимания, в основе которой лежит ревность к мужским интересам. Иными словами, «он не должен интересоваться ничем больше чем мной / ничем кроме меня». Это 100% внешняя референция, когда ответственность за интерес к жизни полностью перекладывается на партнера. Игра типа «Принцесса-несмеяна». Еще один изощренный способ полностью контролировать партнера. Разновидность нарциссизма. И эта игра полностью провальная для «принцессы» - очень скоро окажется, что желающих ее развлекать не особо много и с каждым годом все меньше.

Это синдром «правильно» дочки, которой мама запретила самостоятельно выбирать зону интереса, и надрессировала интересоваться только тем, что разрешено / интересно другим.

------------
Единственный выход заключается в том, чтобы научиться развлекать себя самой, не перекладывая ответственность на других. Хороший способ - сложная моторика рук в тишине и одиночестве, например - рисование, лепка, каллиграфия, письмо от руки.
-------------------

Соответствующие запросы от мужчин имеют такую же природу и решаются аналогичным образом.

Влад Прусенко

Previous post Next post
Up