Огни Наурыза
В храмах Солнца огонь зажигался в Наурыз, который отмечали в день весеннего равноденствия или летнего солнцестояния (VI в.) при помощи линзы от солнечного луча, проникавшего через специальное отверстие в верхней части храма.
Арабский историк и путешественник IX-X вв. Масуди об одном из храмов Солнца: "Об этом здании существует рассказ: о качестве его постройки, о расположении его камней... об отверстиях, сделанных в верхней его части... для наблюдения за восходом солнца..."
На территории Армении в местечке Гарни на краю горного ущелья расположен настоящий эллинистический храм. Храм был построен во второй половине I века н.э. и посвящен языческому божеству, богу Солнца Митре, фигура которого стояла в глубине святилища - наоса. Статуя Митры стояла на возвышении алтаря, так, чтобы пришедшие поклониться богу могли видеть ее, находясь на улице перед зданием. Периодически жрецы устраивали своеобразный мистический спектакль. В определенное время лучи солнца под углом падали сквозь квадратное отверстие в крыше храма на хорошо отполированный большой прямоугольный камень, закрепленный над входом в святилище. Отражаясь от ровной поверхности камня, солнечные лучи попадали на залитую водой или маслом квадратную дыру в полу в центре комнаты. Отражаясь от водной глади, лучи освещали ярким светом статую бога Митры. Так жрецы являли людям чудо божественного Солнца.
1. Руины храма Гарни (Фото В. Гаспарянца, 1979г.)
2. Языческий Храм Гарни после восстановления (Фото Л. Раскина, 1979г.)
Как в древности, так и в настоящее время, преддверие Нового года и сам Новый год относятся к наиболее торжественным и почитаемым зороастрийским праздникам. Шестой гаханбар, посвященный поминанию душ предков, начинается за пять дней до Нового года. Вечером последнего дня гаханбара на крышах всех домов зажигается огонь в честь фравашей, который горит до рассвета. Там же ставят керамические сосуды с водой, цветами, веточками растений, ритуальную еду (лорку) и питье. На заре, с появлением первых лучей солнца, самый уважаемый мобед зажигает огонь на четырех углах своей крыши. Это является сигналом наступления Нового года, после чего все зажигают огни на четырех углах крыш своих домов. Затем раздается лорка, и единоверцы повторяют вслед за мобедом слова молитвы из Авесты. Когда взойдет солнце, церемония на крыше заканчивается, семья отправляется в дом, где начинается праздничная встреча Нового года.
Храм огня Атешгях расположен в 30 километрах от центра Баку, на юго-восточной окраине селения Сураханы Апшеронского полуострова. Нынешний Атешгях построен в XVII-XVIII веках на месте «вечных», неугасимых огней - горящих выходов естественного газа. Он сооружен проживавшей в Баку индусской общиной, большинство членов которой происходило из Северной Индии и относилось к касте сикхов.