В плане поездки
Баурсаки-2016 значилось кратковременное посещение Хакасии. Но не получилось всё же из-за огромных рисков, связанных с монгольским участком. От этого участка пришлось в итоге отказаться, но желание заполнить хакасский пробел осталось и даже усилилось. В итоге к счастью удался такой бонус-трек к экспедиции. Мне очень хотелось посмотреть Хакасию. Для меня это была такая абсолютная терра инкогнита. Ни о каком другом субъекте РФ у меня не было так мало знаний. Даже про Чукотку больше (Абрамович), даже про Туву или Тыву больше (Шойгу). А про Хакасию - полный ноль. Не помню даже, кто из спорта, где и когда выстрелил за Хакасию, не помню каких-то коррупционных скандалов, связанных с этим регионом. Вот в итоге и прибыл на эту землю. И первое, что увидел по прилёту - так это кучу таксистов, предлагающих поездку до Кызыла, поскольку столица Тывы до сих пор не связана железнодорожным сообщением с остальной Россией.
Прилетел в Абакан рано утром, практически без сна, и сразу в путь.
Очень скоро я понял, что ничего подобного в своей жизни я не видел. Хакасия - это абсолютно новый неизведанный край.
Пейзажи вскоре стали меняться с калейдоскопической быстротой. Вот изумрудные холмы.
А вот осенний багрянец. Разница во времени между фотками - буквально полчаса.
А дальше ещё интереснее.
Ощущение, которое я испытывал до этого
при посещении Абхазии. Какая-то жуткая, щемящая за сердце, разруха. Когда-то тут было раздолье, а сейчас полная безнадёга.
Почти у цели. Тут прямо сразу пахнуло осенью.
И вот оно это чудо. Туимский провал. В советские времена в этих местах добывали вольфрамовую руду забойным (подземным) способом. Потом кровля рудника обрушилась, и получился вот такой провал высотой сто метров с озером на дне. Сюда даже Сенкевич приезжал на съёмки ТВ-передачи "Клуб путешественников".
Эти отвестия - бывшие штреки по выработке вольфрамо-молибденовых руд.