Это был самый тяжёлый день во всей поездке. День, к которому я морально готовился за месяц до, потом отходил дня три, а некое послевкусие остаётся до сих пор. Перед тем, как поехать, я читал в интернете, спрашивал у знающих, каково это, пройти за день 22 километра без подготовки. Причём по горной дороге с подъёмами и спусками. Походи хотя бы с пяток километров до поездки, отвечали мне. Обязательно купи специальную непромокаемую и нескользящую обувь. И обязательно разноси её до похода, чтобы потом не мучиться с кровавыми мозолями. И палки для ходьбы возьми. Конечно же, я послушал советы, как же. Обувь и палки купил. Но никакой подготовки в итоге не провёл. И обувь не разносил. Хорошо хоть до этого похода устроил мини-тест-драйв ботинкам, когда ходил к утёсу Прекестулен. Но тут и сравнивать нечего. Всего лишь 4 км в одну сторону, потом трёхчасовой пикник на верхней площадке утёса и потом неторопливый спуск. Я даже не почувствовал ничего болезненного на следующий день.
В интернете нашёл немного информации, как найти дорогу к Языку Тролля. Писали, что путь идёт от Одды. На самом деле, нужно было ещё ехать вдоль фьорда, потом сворачивать направо у Тюсседаля, далее шла ну очень узкая дорога (реально для одной машины по ширине, счастье, что не попалось ни одной встречной) и только потом я выехал к парковке. Хорошо, что везде в пути были указатели TROLLTUNGA. По ним и ориентировался.
А это утро в Одде. Тут я стою, позёвывая, и гляжу в окно из отеля. Время около 10 утра, довольно поздно, но что поделать. Я должен был дать себе выспаться после вчерашнего долгого пути по сложным дорогам и перед серьёзным пешим испытанием. В тот момент меня охватила какая-то лень. Куда идти? Зачем? Когда тут, у самого устья фьорда так хорошо! Потом завтрак, чек-аут и вопрос девушке на ресепшене: А сколько времени займёт путь до Языка Тролля? Та сделала паузу, посмотрела на часы на руке (время было пол-одиннадцатого) и спросила неуверенным тоном: А Вы точно сегодня собираетесь туда? Ну,.. как минимум десять часов...
Вот стоянка. Припарковав машину на свободное место, я спросил у немцев, громко обсуждавших что-то на своём грубоватом языке, платная ли тут парковка? Те уверенно: неее, ставьте свободно! Я засомневался, а потом увидел корешки штрафных квитанций, заботливо засунутые под дворники у некоторых машин. Остальной транспорт располагал парковочными чеками под лобовым стеклом. А чуть далее я заметил парковочный автомат. Возвращаюсь к немцам с чеком в руке: нет, дяденьки, не бесплатно тут, 100 крон за 16 часов! Те, переглядываясь, снова стали лопотать на своём. Я пошёл дальше.
Знакомлюс картой пешеходного маршрута. Внизу в правом углу диаграмма роста высоты. Начало пути впечатляет.
Немного ознакомившись с маршрутом, понимаю, что можно простой тропой в окружную два километра, а можно по рельсам неработающего фуникулёра один километр. Но подъём почти вертикальный.
Вообще-то проход запрещён, но если очень хочется... Короче, я решил шагнуть по этой "лестнице в небеса".
На деле лестница оказалась в преисподнюю. Мне до сих пор страшно вспоминать тот подъём. Технически он выглядел так: полсотни ступенек, потом две-три минуты отдыха с языком на плече. На обратном пути я специально сосчитал ступеньки. Получилось 2539.
Спустя полтора часа после начала, я наверху. Ощущения были такие, что, кажется, все, уже хватит. А потом порцию оптимизма добавила мне вот эта табличка.
И вот смиренно иду вперёд. Красные буквы Т на камнях обозначают тропу.
Хорошо хоть, что сразу после адского подъёма где-то на километр-полтора простирается равнина. Но я всё равно не могу прийти в себя. Через каждые двести метров останавливаюсь.
Кроме красной Т есть ещё один ориентир тропы - пирамидки из камней. Потом уже мне сказали, что так обозначают тропы пешие туристы по всему миру. Где-то тут мне встретилась девушка, которая шла обратно. Я спросил, как дорога дальше? Та ответила, что ближайшие 4 км плохие, со снегом, после них ещё 4 км, но уже хорошей дороги.
Через короткое время начался снег. И довольно глубокий, как видно.
Вот тут мне очень пригодились палки.
Огромный камень. И красная буква Т на нём в углу.
Снежные поля чередовались с относительно сухими участками. Вот я у начала нового снежного участка. Тут и красная Т, и пирамидка.
Видно, что водоём ещё не вскрылся ото льда.
"Что у вас ребята в рюкзаках? Мыло, полотенце, и рубашка,
На боку наполненная фляжка, яблоко хрустящее в руках." (с)
Всё, снежная преграда позади. Поворачиваю "за угол" горы и просто обалдеваю от вида. Будто бы гигантский экскаватор зачерпнул огромный кусок скалистого грунта.
Такой зависший на вершине камушек.
В десяти метрах от меня обрыв. Примерно такой, как если бы я стоял на вершине скалы напротив.
Вот этот ручей через несколько метров превращается в небольшой водопадик.
И вот опять снег! Как же так?! Девушка ведь говорила, что потом снега не будет!!
Снег, так ещё и подъём.
Чистейшая вода.
В тот момент я не поверил глазам. Всего лишь один километр! А десять позади!
Вообще ручьёв по пути было очень много. У меня не было с собой пластиковой тары, зато была стеклянная бутылка с плескающимися на дне ста граммами Hennessy. К этому моменту уже ничего не плескалось. Поэтому я спокойно набрал литр воды. После этого, когда я хотел утолить жажду, я лез за этой пузатенькой бутылкой. Пару раз это привлекало внимание других людей. Раз я даже отшутился: вери норведжиан спешил.
И вот она, цель похода.
Так делают все. Это на всех открытках. Ну не мог же и я не устроить чуток экстрима!
Некоторые с большой осторожностью пытались посмотреть вниз.
Я тоже посмотрел.
На бис!
И перед уходом. Обратно я уже ничего не фотографировал. Мысль была одна: ну вот ещё немного, ещё немного...Когда я шёл обратно через снежные поля, задул сильный холодный ветер, пришлось переодеваться, чтобы не замёрзнуть. Когда добрался до парковки, была странная смесь ощущений страшной усталости и чувства сделанного большого дела. 22-километровый поход занял у меня ровно 12 часов: 6,5 часов туда, 1,5 часа отдыха на Языке и 4 часа обратно.