Великоскитания или как я съездил на Олимпийские игры. Часть 12. Общие впечатления о Лондоне.

Oct 11, 2012 00:21

Немного про впечатления о столице Великобритании без какой-либо привязки к олимпийским играм.

На первом месте вот это.



Вообще-то, учитывая планы побывать в Шотландии и каком-нибудь еще английском городе, я на полном серьезе собирался брать машину. И как же я потом благодарил судьбу, что отказался от этого шага. Российские права полностью соответствуют английским требованиям к документам по вождению, поэтому никаких формальных барьеров не было. Зато какими оказались барьеры реальные! Походив несколько дней по Лондону, я понял, что сразу же привыкнуть к этой странной левосторонней езде просто невозможно! Я элементарно физически не мог заставить себя посмотреть направо, когда выходил на проезжую часть. И это немудрено, когда за спиной есть три с лишним десятка лет опыта участия в совершенно другом типе организации движения. И ладно еще перестроить свою систему координат, представив обычную дорогу с движением туда-сюда. Проблемы начинаются, когда мысленно пытаешься представить себе, как разъезжаются машины на перекрестке. И совсем уж жутью выглядят круговые развязки. Мне еще рассказали (жаль, так и не удалось это увидеть), что есть какие-то совсем запредельно сложные круги с двойными кольцами, где даже сами англичане, бывает, путаются. Кстати, по тротуарам люди ходят точно так же, как ездят машины по дорогам. Нужно всегда держаться левой стороны. Я первое время постоянно выходил "на встречку". И в некоторых случаях нас таких "нарушителей" было чуть ли не больше, чем "правильных". И это понятно, приехавшие немцы, американцы, китайцы, бразильцы тоже непривычны к такому движению. Интереса ради, я залез в историю вопроса и выяснил, что, к примеру, шведы тоже раньше ездили и ходили как англичане. Но по соседству со шведами были "иные" норвежцы и финны. Правительство долго думало и все-таки решилось на преобразования. Была выбрана дата 3 сентября 1967 года, к этому дню перевесили все знаки, переделали разметку и выбрали время: в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение уже по-новому в 5:00. Первое время, естественно, не обошлось без путаницы, и, как следствие, без аварий. Вообще, любой народ по природе своей консервативный, и такое кардинальное изменение не могло не вызвать протестов. Кстати, вспоминаю мультфильм про Малыша и Карлсона, когда пожарная машина подъезжает с левой стороны и останавливается, а пожарный лезет по лестнице на крышу. Получается, авторы мультфильма по книге А. Линдгрен, написанной в 1955 году, допустили ляп, если конечно дом не находился на улице с односторонним движением.
Другая впечатлившая в Англии вещь - это умывальники с фактически отсутствующим смесителем. В жизни ничего глупее не видел: два крана, один с горячей, другой с холодной водой. Мне к стыду своему не пришло в голову ни с первого, ни со второго раза, как правильно мыть при этом руки. Я включал кран с горячей, первые пять секунд полоскал под вытекающей и набирающей температуру теплой водой, потом терпел под горячей, мыло смывал уже урывками. Оказалось все гораздо проще. Нужно включать оба крана, затыкать слив в раковине пробкой и полоскать руки в стоячей теплой воде. Вот тут на фотографии показано неправильное использование английского умывальника. Отчего же это странное неудобство? Как выяснилось, от экономии. В мыльной воде руки могут помыть по очереди и мама, и папа, и я, и вся наша дружная семья, и не беда, что последний моет руки после всех. Ведь при обычном умывании воды уходит в разы больше!
Не могу умолчать о ценах. Пока что Лондон - самый дорогой город, где мне довелось побывать. Все стоит просто безумно дорого, даже по сравнению с недешевой Москвой. Транспорт очень дорогой. Первое время я жил в ближайшем "Подлондонье", буквально на границе с городом. Трэвел-кард, которая бесплатно шла к каждому билету на какое-нибудь олимпийское соревнование, давала право свободно и безлимитно передвигаться по городу. Но до города нужно было доехать. И вот билет на электричку стоил 16 фунтов туда-обратно. Мне страшно себе представить, что началось бы, установи РЖД в один прекрасный день цену за билет Мытищи-Москва-Мытищи в 800 трудовых рублей. С частным транспортом дело обстоит еще сложнее. В отличие от добродушной и гостеприимной Москвы, за въезд в Лондон нужно платить - 10 фунтов. Но это полбеды. В Лондоне, преодолев все сложности левостороннего движения, машину нужно где-то ставить. Бесплатных парковок крайне мало, и все они забиваются мгновенно. За удовольствие поставить на платной парковке нужно выложить от 30 до 50 фунтов в день (в зависимости от места). А еще и про недешевый бензинчик не забыть бы при этом. В общем, я снова не пожалел о своем отказе от rent-a-car в Англии. Рестораны тоже дорогие. Пинта английского эля - 4-5 фунтов, немцы бы на вилы подняли барменов за такое издевательство над народом! Фиш-энд-чипс я поел в "правильном месте" за 16 фунтов. Ничем особенным это английское "объеденье" мне не запомнилось. Обычная рыба в панировке. Музеи, к счастью, в большинстве своем бесплатные. Но вот за вход в Тауэр нужно выложить 22 фунта!
Об англичанах. Есть стереотип, что это чванливые снобы с замашками аристократов, ходят высоко подняв подбородок и надменно смотрят на всех сверху вниз. Все это оказалось полнейшей ерундой, не имеющей ничего общего с действительностью. По моим наблюдениям англичане показались мне наиболее дружелюбными среди всех европейцев. Я буквально офигевал всякий раз, когда меня по необъяснимой причине выносило "на встречку", где я толкал плечом добропорядочного сэра, при этом в мою сторону не бросали недовольно-раздражительный взгляд, а почему-то извиняющимся тоном говорили: sorry! И если бы это было один раз. В первый день по дороге на Wimbledon какая-то англичанка средних лет, увидев футболку с российским триколором, принялась расспрашивать меня, как мои впечатления от Лондона, потом стала советовать, куда сходить и что посмотреть. С другой стороны, через очень короткое время меня стала бесить излишняя политизированность англичан. Буквально каждому встречному всеобязательно нужно было спросить у меня про две темы: про Путина и Pussy Riot. Мне надоело каждому объяснять, что я приехал не о политике говорить, а посмотреть спортивные соревнования и поболеть за своих. Меня выслушивали и после спрашивали: но вот все же, если вернуться к Путину... Пару раз я просто замолкал и давал высказаться собеседнику. Продавец в магазине сказал мне про Путина: he is clever but he is dangerous. Пуссики - это отдельная история. В одном из баров подвыпившая полячка по имени Катаржина буквально докопалась до меня с ними. Я уже реально не знал, куда от нее деваться, чтобы спокойно допить пива без пуссиков. На десятой минуте бессвязного монолога Катаржины я прервал ее и задал вопрос: что я как гражданин своей страны должен делать в этой ситуации: писать листовки, идти к суду и разбрасывать их направо-налево или может уж сразу к революции? А революции в России, напомнить Вам, пани Катаржина, чем заканчиваются? В том числе для Европы, особенно для восточной ее части? Поддатая подданная Польши в ответ лишь промолчала, но через мгновение вспомнила, что она продавец в ювелирном магазине неподалеку от бара, так что приходите завтра, дам вам хорошую скидку. Я был несказанно рад смене темы разговора.

наблюдения, мнение, испытано на себе, сумеречное состояние души, Англия, полезный совет

Previous post Next post
Up