Come on baby, light my fire
Try to set the night on fire … (The Doors - Light My Fire)
- А что же нам всем надо?
-Свободы, молодости, счастья… (к/ф «Мишень»)
Прямо с утра день выдался «рокенрольным» - по радио играл «Stairway to Heaven» Led Zeppelin, и предвкушать грядущий визит на спектакль о жизни великих творцов классического рока под эту песню было особо приятно. Итак, вечером меня ждали Моррисон, Джоплин и Хендрикс, а перед этим я отправился на фильм «Мишень» (режиссер - Александр Зельдович) в рамках фестиваля «Текстура».
Часть первая. Сразу скажу, от фильма я не ожидал особых впечатлений, когда прочитал описание: «Россия, 2020 год, Москва будущего, элита страны, накопитель космических частиц…» - надо сказать, с научной фантастикой в русском кинематографе у нас проблемы, достаточно вспомнить недавнюю экранизацию Стругацких. Пойти заставила поднятая в этом фильме волнующая меня проблема свободы, молодости и счастья и, безусловно, интерес к творчеству Владимира Сорокина и Александра Зельдовича, о которых я когда-то читал неплохие отзывы.
Что я получил в итоге? Хорошее, качественное кино, которое отлично снято и вкусно подано зрителям. Весьма коммерческая картина для показа на фестивале, но особенно раздражала постоянная реклама автомобилей «Пежо» чуть ли не в каждой сцене. Спасибо на том, что не водка «Путинка» выступила спонсором. Иначе я бы встал и ушёл - я категорично ненавижу русские фильмы с явной рекламой продуктов повседневного потребления. Вообще, сложилось впечатление, что в утопичной Москве 2020 года ездят в основном «пежо» и тысячи одинаковых грузовиков по многополосным скоростным магистралям. Но такова идея по сценарию - вся Россия стала широкой транзитной дорогой в Китай, дорожные знаки на китайском, люди учат китайский язык, отлавливают китайских нелегалов… Страшное будущее, на мой взгляд. Москва сера, застроена небоскрёбами, вылизана и блестит футуристичным хромом; жизнь упорядочена, но по-прежнему конечна для всех, и для элиты в частности. Это и заставляет главных героев, чьи разные судьбы сводятся к общему отсутствию счастья, накала в любви и переживаниям об утраченной молодости, отправиться на поиски «свободы, молодости, счастья».
Путём «танцев с бубном» посредством гениальных брошенных советских разработок герои получают остановку старения, искомое счастье и мнимую свободу с одновременным обострением всех эмоций и страстей. Но впоследствии теряют глобальный смысл жизни и любви. Время уже не скоротечно, торопиться некуда - ты живёшь вечно, а страсть так сильна, что боишься потерять это мгновение счастья быть влюблённым. Герои становятся вспыльчивы, заносчивы и временами не адекватны, словно дети. Они начинают понимать, что «наломали дров», и счастье определённо не в вечной молодости, которая ничего не даёт, ничего не меняет. Границы мгновения счастья расширяются и вовсе стираются, и в душе поселяется страшная пустота неведения своего будущего. Жизнь замирает, это больше не уходящее удовольствие, когда с возрастом ценишь каждый вздох и каждую прожитую секунду. Ты условно бессмертен, в твоей жизни нет смысла, и ты даже начинаешь задумываться о самоубийстве - вот такая вот «карамба» и неопределённость.
Рекомендую этот фильм тем, кто задумывается о том, что хочет жить вечно. Я уверен, вы передумайте. Есть и тематика добра и зла, которая раскрывается через фантастические очки, показывающие «этическое содержание» предметов вокруг нас (красный - добро, синий - зло, и их процентное соотношение есть во всём и в каждом). Кстати, ещё обратите внимание на сцену с сатирической программой «Райская кухня», где два оппозиционных политика устроили кулинарные «дебаты». Ничего не напоминает? Вслушайтесь в их речи! «Экологическая демократия, инновации, инвестиции, молодое поколение, свежая кровь». Хотелось добавить про Сколково и нанотехнологии. Особенно актуально накануне выборов.
Следующий моя часть - спектакль «Зажги мой огонь» (Light My Fire, песня The Doors) Юрия Муровицкого на «Сцене Молот». Это сценические этюды из жизни классиков рока - Дж. Моррисона, Дж. Джоплин и Дж. Хендрикса. Мне, как отдалённому поклоннику американского рока 60х-70х, этот спектакль был особо интересен. Зал как всегда был набит до отказа, люди размещались на лесенках и в проходах. Описывать содержательную часть я не вижу смысла - всё и так понятно: зарисовки из жизней кумиров в смеси с историями самих актёров. Спектакль не глубокий на смысл, даже похожий больше на нестандартный КВН или даже камеди-клаб, хотя попытки раскрыть тематику любви, одиночества, творчества и вдохновения через монологи героев я оценил. Оценил и забавное умение играть «под фанеру» на гитаре и барабанах. Мне понравилась подача - театральные технологии смешаны с кино и медиа-презентациями, прошлое совмещено с современностью, западная культура объединена с культурой отечественной. Не тронули лишь классический рок’н’ролл. Послушал любимые песни. В биографических зарисовках документальность подаётся творчески и не скучно, сцены плавно меняют друг друга и всё смотрится лаконично и приятно. Жизни трёх гениальных людей за полтора часа без потери смысла и с хорошим юмором. Очень крут посланник из другой галактики в зелёных очках, капюшоне и с мегафоном. Отличный молодёжный спектакль-шоу. Долгие овации зрителей тому подтверждение. Остались приятные впечатления, но не более того. За душу не взяло.
Если попытаться связать эти абсолютно разные части моего дня на «Текстуре», то вывод из взаимосвязи кино и спектакля напрашивается таков: жизнь, а особенно молодость - одна и всегда конечна, попытки её продлить и тем самым сделать себя счастливей - утопия. Делайте то что нравится, творите сами себя, живите ярко, чтоб никогда не жалеть об утраченном мгновении, и весь мир будет у ваших ног. Пустые слова? Послушайте Джимми Хендрикса.
Алексей Театральный// GS media