Начало репрессий против УГКЦ во Львове

Oct 22, 2017 13:00

Весной 1945 советская власть репрессивными акциями окончательно разрушила любые иллюзии касательно возможности нормального функционирования Греко-католической церкви. Первым в мощную кампанию против ГКЦ включился Ярослав Галан, который под псевдонимом Владимир Росович опубликовал 8 апреля 1945 в областной газете "Вильна Украина" статью "С крестом или ножом?" написанную по указанию партийного руководства и органов госбезопасности.

В ней подавался экскурс в историю утверждения унии на западноукраинских землях. Резкой критике подвергался митрополит Андрей Шептицкий, который по словам Галана тесно связанный с украинским национализмом и немецким фашизмом, стремился "сплотить реакционные элементы под лозунгом антисоветской интервенции". Галан упрекал церкви "в измене народа,... преступлениях, убийствах", призвал украинцев "отречься Греко-католической церкви и вернуться к вере предков -православию".


В ночь с 11 на 12 апреля 1945 органы НКГБ арестовали митрополита Иосифа Слепого, епископов Никиту Будку и Николая Чарнецкого. Сначала их отправили к тюрьме НКГБ на улице Лонцкого, а потом перевезли в центральную тюрьму Киева. После трехдневного обыска в митрополических палатах, помещениях священиков, соборе, крипте, помещениях архиепархиальной канцелярии, близлежащих зданиях был конфискован митрополитский архив и библиотека А. Шептицкого. В тот же день арестовано прелатов О. Кузнечного и Л. Куницкого, священников В. Белея, Р. Билыка, С. Сампару, Й. Труша.

Были проведены также обыски в Богословской академии, семинарии и школе для дьяков, а заведения закрыты. 25 мая 1945 арестованы профессоры Богословской Академии и Духовной семинарии. Студитов-Богословов мобилизовали в Красную армию.

Митрополита и епископов ГКЦ обвинили в "контрреволюционной деятельности, шпионаже в пользу Ватикана, вражеском отношении к СССР и паразитическом образе жизни". В марте 1946 их военный трибунал осудил к длительным срокам заключения. Митрополит Иосиф Слепой - на 8 лет работ, а дальше в 1953, 1957 и 1962 годах снова осужденный за отказ от советских предложений перехода на православие.


К кампании приобщилась иерархия РПЦ. В конце апреля 1945 во Львове появилось 100 тысячным тиражом, согласованное с руководством советского правительства, обращение Московского патриарха Алексея, адресованное "пастырям и верующим Греко-Католической церкви, жителям западных областей Украинской ССР", которое призвало к "возвращению в лоно православия". После репрессивных акций Гавриил Костельник, который в конце апреля органами госбезопасности назначен администратором Львовской архиепархии, в сопровождении представителя власти Иванова (офицера НКГБ) осуществили объезд районных центров. На совещаниях духовенства был поставлен ультиматум - написать ходатайство о переходе прихода под омофор РПЦ. Тем, что отказались, грозили арестом. По планам Кремля, 28 мая 1945 во Львове создали Инициативную группу по воссоединению Греко-католической церкви с православной. В ее состав вошли Гавриил Костелник, настоятель Преображенской церкви во Львове, доктор философии Михаил Мельник, парох Нижанкович и генеральный викарий Иосиф Слепой в момент ареста Перемыской епархии и Антон Пельвецкий, парох Копнычинець, декан Гусьтинского деканата Станиславской епархии. Очевидно, что эти церковные деятели были подвергнуты принуждению и шантажу со стороны власти и органов госбезопасности. Первое, что официально сделала группа, был обмен письмами с властью. В письме к Совнаркому УССР от 28 мая 1945 вместе с просьбой об утверждении "Инициативной группы" подчеркивалось: "Мы имеем полное доверие к Советской власти. Для думающих ясно, что униатская церковь, как униатская, в этих новых наших условиях государственной и народной жизни является историческим пережитком". Партийное руководство давало соответствующие указания низовым структурам относительно дальнейшей работы в деле ликвидации ГКЦ. Секретарь ЦК КП(б)В К. Литвин подчеркивал: партийные организации через уполномоченных в делах культов должны помогать представителям "инициативной группы" в работе, очерченной в ее обращении, содействовать переведению верующих на православие, которое имеет большое политическое и государственное значения.

Несмотря на постоянную давку и угрозы со стороны власти и "инициативной группы" 16 июля 1945 делегация ГКЦ в составе отца Ивана Котива (бывший советник Митрополитского ординариата) и Иосифа Кладочного (бывший секретарь митрополита Й. Слепого) встретилась в Киеве с представителями правительства. Они предложили оставить церковь в предыдущем состоянии, указывая на отличие догматов между Православной и Греко-Католической церквями. Делегаты заявили, что Костельника во Львове поддерживают лишь четыре сторонника. Они обвиняли его в выдаче некоторым священникам удостоверений от "инициативной группы" лишь с целью предотвратить их арестам НКГБ.

Вскоре по инициативе архимандрита Клементия Шептицкого 61 львовский священник и все настоятели монастырей прислали письма на имя Молотова, в котором требовали освобождения иерархов, создание условий для деятельности церкви. В июле 1945 секретарь Львовского обкома КП(б) Иван Грушецкий в письме к Хрущову писал, что граждане Львова большей частью отрицательно реагирует на создание "инициативной группы". Особо опасной, по его мнению, есть группа священников во главе с К. Шептицким и М. Галянтом. Приводился ряд примеров откровенных выступлений против объединения, в частности профессора Богословской академии о. Д. Семчишина, монахов ЧСВВ во главе с руководителем Галицкой провинции о. В. Градюком, бывших членов Украинского Католического Союза. Отрицательно восприняли мероприятия по ликвидации ГКЦ большинство западноукраинской интеллигенции, в частности Г. Возняк, В. Щурат, Ф. Колесса, И. Крипъякевич, О. Степанив.

Репрессии сопровождались широкой пропагандистской кампанией по "воссоединению" церквей. Была опубликована брошюра Костельника "Апостол Петр и римские папы, или догматические основания папства". Она, по свидетельству главы республиканского НКГБ Савченко, была написана на заказ органов госбезопасности, которые также приобщились к ее редактированию и из тактических соображений допустили восхваления покойного митрополита Шептицького, который был большим авторитетом для духовенства и верующих.

История Львова. Том третий. Издательство Центр Европы. 2006 год
http://www.lviv4you.com/ru/досуг-во-львове/архив/693-начало-репрессий-против-угкц-во-львове.html

гундяевцы, история_львова, Украина, кгб

Previous post Next post
Up