Грузовой автомобиль ЗиС 5 с газогенераторной установкой НАТИ Г-14 получил название ЗиС 21. Установка изготавливалась на московском заводе "Комета" и отличалась простотой и надежностью. Ее масса составляла 440 кг, высота бункера 1360 мм, диаметр - 502 мм. Вес чурок в объеме бункера - 80 кг. Камера сгорания ЗИС-21 выполнялась из дешевой малоуглеродистой стали с аллитированием (насыщением поверхностного слоя алюминием). Газогенератор монтировался с правой стороны кабины и крепился к правому лонжерону рамы при помощи двух основных кронштейнов и одного вспомогательного. В связи с этим была усилена правая передняя рессора - ставили листы толщиной 8 мм вместо штатных 6,5 мм. Ввиду отсутствия достаточного места для размещения газогенератора, пришлось сократить часть кабины со стороны пассажира - правая дверь была наполовину уже стандартной. Тем самым была сохранена длина бортовой платформы. Охладители-очистители грубой очистки и охлаждения газа, состоящие из трех цилиндров, последовательно соединенных между собой, располагались поперек машины позади кабины под грузовой платформой. С левой стороны автомобиля у кабины устанавливался тонкий очиститель цилиндрической формы высотой 1810 мм и диаметром 384 мм. Для розжига газогенератора устанавливался центробежный вентилятор с приводом от электромотора. На автомобилях выпуска 1938 года вентилятор крепился к кронштейну правой подножки, а на ЗИС-21, выпущенных с 1939 года - к левой подножке автомобиля. Для ускоренного запуска двигателя и для маневрирования в пределах гаража на ЗИС-21 на моторном щите под капотом устанавливался бензобак емкостью 7,5 л. Автомобиль имел радиатор увеличенного объема типа ЗИС-6.
autowp.ru