Фейкодром. 6. "Петербург - город на костях".

Jul 22, 2020 20:46



Название фейка в заголовке.

Содержание фейка. Утверждается, будто при постройке Санкт-Петербурга смертность среди его первых строителей была чрезвычайно высока, погибло огромное количество людей, и потому город, можно сказать, "стоит на костях". Будто бы Пётр Первый совершенно не щадил крепостных и не-крепостных строителей.

Обстоятельства появления фейка. Фейк введён в оборот датским посланником в России Юстом Юлем в его "Записках" за 1710 г., где утверждается, что, "как говорят", за первый год строительства в общей сложности погибло более 100 тысяч человек. Кроме него, в первой трети XVIII века целый ряд других иностранцев (и, как минимум, один россиянин) в разных источниках заявляли о невероятно высокой смертности при строительстве города на Неве: до 300 тысяч человек, и при этом ежегодно якобы умирали две трети от числа работающих. Все эти авторы посещали Санкт-Петербург не ранее 1709 года (то есть, не видели лично, как протекали первые годы строительства), и все источники являются нарративными.

Разоблачение фейка. Нет смысла подробно пересказывать исчерпывающие научные статьи, посвящённые данному мифу, их просто надо прочитать:

Андреева Е.А. Петербург - «парадиз» или «ГУЛаг» Петра Великого? // Посев: Общественно-политический журнал. - М., 2012.- № 8 (1619). - С. 28-34.

Андреева Е. А. Петербург - "город на костях"?: (О мифологизировании истории) // Вопросы философии. - 2013. - № 6. - С. 29-39.

Если совсем кратко, существуют документальные источники с конкретными цифрами заболевших и умерших в разные периоды возведения северной столицы, которые позволяют восстановить общую картину. В действительности, а не в выдуманном мире фриков последних трёх столетий, смертность на строительстве Санкт-Петербурга была обычной для своего времени и составляла 6-8% от числа работников, включая скончавшихся от старости и причин, никак не связанных с участием в градостроительстве (например, присланы "болные и дряхлые"). При этом царь и чиновники старались максимально бережно относиться к "рабочей силе", в частности, обеспечивая работников адекватными для начала XVIII века медицинской помощью и лекарствами.

Но это, повторюсь, самое основное. Прочитайте статьи. Там много интересного.

Смысл появления фейка. Как указывает Е. А. Андреева, сообщения иностранцев о мифических десятках и сотнях тысяч жертв формировали в Европе "мнение о русских, как о варварах, не жалеющих человеческие жизни, и о новом городе, создающемся на «костях» его первых строителей". Возникнув первоначально как классические испорченный телефон и ОБС, эти россказни в дальнейшем не могли не превратиться в русофобскую агитку. Увы, она была воспринята даже частью историков, как имперских, так и советских. Уже в постсоветскую эпоху её, естественно, транслируют укры. Но что укры?.. Её пересказывают и расеянские обыватели...

Андреева, кстати, приводит любопытный пример: точно такой же фейк существовал относительно Таганрога - якобы, при строительстве погибло более 300 тысяч крестьян. Но Таганрогу повезло больше: про его строительный фейк, в отличие от питерского, помнят лишь немногие историки.

Питерский же фейк любопытен ещё вот чем. Он нередко используется сталинистами для доказательства "обоснованности" жертв сталинской эпохи. Дескать, что тут нового - посмотрите на Петра I, он тоже на костях Петербург выстроил, по-другому нельзя было ни в восемнадцатом веке, ни в двадцатом. И здесь возникает уникальная ситуация, когда адепты либеральной идеологии, в силу своей ненависти к сталинистам, вынуждены выступать с антирусофобских позиций, опровергая используемый сталинистами фейк о "костях".

Глядя на мир, нельзя не удивляться (c).

фейкодром, русская история, Россия

Previous post Next post
Up