"Не думай, что на войне ты напряжешься и сможешь. Не ври себе. Там ты будешь делать все как здесь."

Jun 16, 2017 21:18

Каково место парамедика в бою? Что он может, а что нет? Стоит ли тащить мешок Амбу или лучше взять лишний ВОГ?
Примерно такие вопросы меня интересовали когда я пошел на авторский курс bskam ШМП.Полный курс
Согласно ВУС, на войне я буду либо в ближайшем тылу наших войск, либо обычным взводным. В любом случае медицина для меня не главное, однако понимать что это, как и понимать возможности БМП, СПГ или АГС вменяемый КВ обязан.

Знакомство с работой среднего и младшего медперсонала я начал еще в школе, в классе с медицинским уклоном. Кроме тройной химии, двойной биологии и полноценного курса психологии (уровня ВУЗа) мы еженедельно в понедельник проходили теорию и практику в медучереждении, где дмн и кмн читали нам курс медсестер, да это были 90е и все выживали как могли. А летом между 10 и 11 классом у нас была полноценная практика в химкинской горбольнице: кардиология, неврология, гинекология, хирургия. Главное, что делать инъекции, не морщить нос от "естественных" запахов и спокойно относится к отходящим больным меня научили. Возможно они и сделали меня таким циником, каким меня знают близкие.
Дальше были лишь книги и учебники. Пока я не узнал о медкурсах Ю.Ю.Евича участника событий на Донбассе. Его Базовый курс и продвинутый курс я прошел в прошлом году.
Затем, в процессе обучения на Rescue Diver я прошел курс EFR (первой помощи), курс проходил в Испании, на английском, параллельно отрабатывал практику спасения дайверов.
Влад просил сделать отзыв на его курс, но я сделаю сравнение трех: EFR, курс Евича и курс Спешла.

Начну с того, что на курсах Евича и Спешла есть возможность пообщаться с живыми участниками БД на Донбассе, что само по себе очень интересно и полезно. Общее что я уяснил, это некий "комплекс вины" за неподготовленность. То есть огромное количество людей бросив своих гражданские дела бросились на войну... а воевать-то не умеют! За осознание этого факта, за обучение, за экзамен по этому обучению, за исправление ошибок, за все они платили кровью и жизнями товарищей. Это чувствуется и в отношении к курсантам и в отношении к тому как курсанты воспринимают знания и как они ругают нерадивых. Инструктору EFR же плевать на тебя и на истинное освоение курса, ты должен сдать тест и все. Например, при прохождении раздела декомпрессии я попросил их показать мне кислородный баллон, который является стандартным снаряжением клубного дайвбота... меня долго отговаривали: "У нас никогда не было таких проблем, поэтому никто не заботится! Такое крайне редко случается, как падение метеоритов на голову. Зачем?" Но я настоял - в курс входит? да. Оплачено? да. Show me! ....плачевное состояние оборудования и знания инструктором техники, но это жизнь.
Исходя из наличия ветеранов и личного опыта БД можно узнать много интересного и полезного. С одной стороны это проблема - разговор регулярно скатывается в политику. Если вас тошнит от слова "ватник", "укроп", "долг", "Родина" - даже не приближайтесь к этим курсам. Никогда, даже если Юрич и Влад перестанут говорить на эти темы, в каждой группе полно ватников. Да еще каких!!! Поберегите нервы.
С другой стороны, я как хардболист знаком только с боем в ВТИ. И тема воздействия реальным оружием на человека и укрытия мне не знакома. Мне Влад очень много дал именно в плане выживания на поле боя, мне столько ни дед (ветеран ВОВ участник битв под Москвой и Сталинградом от солдата до КО и после войны до майора), ни отец (Афганистан, от ротного до ЗКБ) не рассказывали. Как правильно выглядит укрытие, где лучше не прятаться даже если хочется, когда бежать, а когда ползти и прочее. Евич такого конечно не рассказывает.


Стиль преподавания очень разный:
Юрий Юрьевич сторонник инструкции и алгоритма, как на EFR.
Курсант! Чтобы наложить жгут правильно надо сделать то и то... еще раз показываю... отлично, есть вопросы?... теперь повторите сами.... отлично, теперь на время.... отлично, теперь за рулем автомобиля.... отлично, теперь за рулем на время... теперь ..... и т.д. В итоге в стрессовой ситуации ты просто должен успеть дать себе команду и... рука немеет от отсутствия крови.
Влад на вводном занятии делает так: вырубает свет, включает колонку с артиллерией и орет "прилеты! прилеты!", если ты не упал на пол: "правая рука артериальное!" и брызгает имитатором крови... "Орешь! Больно! Очень больно! Громче!"... "все потерял сознание".... тебя там кто-то должен зажгутовать, а он не умеет нормально, кое как наложил. Влад подходит, потрогает жгут "Слабо, открылось артериальное снова!" и брызгает имитатором, тот сверху второй жгут, так же плохо, Влад тебе: "хрипишь, ноги дергаются, конвульсии" ... тот чего-то ползает по тебе... "все умер". Вы оба в шоке. Ты от того, что тебя не спасли, хотя чел заявлял что он суперпуперподготовленныйармейкакурсыпартизан, тот от того, что он суперпуперподготовленныйармейкакурсыпартизан, а ничего не смог. И тут Влад объясняет, что и как, он считает что так усваивается лучше. (К вопросу почему сам не наложил - это не мой пример, я вовремя падал :)


Из этого получается некоторая сумбурность, ведь такая практика очень эмоциональна, сильно отвлекает, часто курсанты вместо конспектирования делали скрутки и готовились к практике, контролировали дверь из которой "приходили" проблемы и прочим способом отвлекались от учебного процесса, в том числе мешая соседям. С другой стороны многие вещи были знакомы, те же понятия о Зонах (красная, желтая, зеленая)и прочее и я не сильно страдал, тем более у Влада можно задавать вопросы по ходу. Я бы сказал так, если есть некоторый уровень медицины, то эти практики очень полезны именно с точки зрения отработки - я никогда ранее не накладывал шину лежа! а тут вводная о стрельбе над головами, с одной стороны раненый с переломом, с другой труп, а руки поднимать нельзя - будет вводная на прилет. Вот и мучаешь шину Сэмсплинт, в промежутках между контролем раненого, его инфузии и контролем обстановки.К концу курса народ начинает делать меньше ошибок, работать слаженнее.
В принципе Влад пытается на практике дать понять - вовремя оказанная СООТВЕТСВУЮЩАЯ помощь снижает проблемы. Вот у тебя раненый, ты его остановил кровотечение в красной зоне, притащил в желтую зону, правильно обколол, отметил что и сколько вколол, иммобилизовал, сделал инфузию, контролируешь состояние, утеплил и подготовил к эвакуации в зеленую и все будет хорошо.... Но, сильно обколол и не связал - он уполз и ухудшил состояние, не сменил вовремя флакон в инфузии - ухудшение, не проверил пульс - ухудшение, не поговорил - ухудшение.
Я не просто так так много написал про ухудшение. Влад не давал раненым быстро умирать, многие с ТАКИМИ ранениями выживали в течении десятков минут, что страшно представить таких монстров - огнестрельное в таз, таз вдребезги, кровопотеря литра 2 за минуту, выходное через правое легкое - значит легкое вдребезги, печень туда же. Это не жилец, но я с такими вводными изображал умирающего минут пятнадцать (это при том, что должен был умереть от кровопотери на 3-4 минуте). А все зачем? А все для того, чтобы научить сортировке.
Это жестокое слово сортировка. Теперь кошмар для меня это когда ты просыпаешься в ночи, когда ватный еще такой, а тебе кажется как на щеке крест рисуют, а ты двигаться не можешь, кричать не можешь, ватный же... Кошмар короче.
Так вот Влад не прямо, а намеками словами: "зачем медику пистолет с глушителем?" или "вам ВСЕ РАВНО придется принимать плохое решение! Выбирать из двух зол!" или "а теперь записываем зачем медику промедол и прочие опиаты!" вышеописанными и другими намеками действием, пытается донести: есть такие раненые, которым уже не помогать надо, а дать тихо уйти, а силы отдать тем, кто может выжить.
Евич же на такое делает круглые глаза, и утверждает, что спасать надо всех!
- Всех? а если раненых 20, а я один? - спросит курсант.
- работай со всеми!
- но, одновременно три СЛР...
- спасай всех! ты же медик! тебя товарищи не поймут! это удар по боевому духу!
- ээээ....
Но оба, правда в разной форме доносят - раненого СНАЧАЛА ВЫТАСКИВАЮТ из под огня, а ПОТОМ его лечат. В один момент я даже ругаясь на выходе на других членов команды выдал тезис: лучше пусть раненый умрет, пока его тащат в безопасное место, нежели погибнут все, кто его лечит в красной зоне! И Влад согласился с этим тезисом. Многим это непонятно, более того неприятно. Люди почему-то готовы бросить все и начать геройствовать, забыв о миссии подразделения в котором они действую как медики. Героизм вообще бич участников таких курсов.
Например группа попала под огонь, один раненый. Вместо того, чтобы 8-9 чел отошли в безопасное место или развернулись в боевой порядок, а 1-2 вытаскивали раненого под их прикрытием или самостоятельно, все люди бросают все и идут лечить туда, под огонь.... в итоге вместо 8-9 опечаленных и уставших воинов и 1-2 занятых раненым и его эвакуацией, то есть все еще боеспособной группы!!! Мы имеем 1-2 группы по 2-3 истекающих кровью недобитка, способных только сдаться врагу или героически выйти к своим и куча трупов оставленных на растерзание врагам... А разница всего в одно решение!

Есть и медицинская разница. EFR вообще темы шока касается вскользь - есть алгоритмы, выполнив которые ты просто ждешь "скорую". Евич шок описывает кратко и, по факту, его глубокую стадию. Влад же начинает с психосоматики и заканчивает агонией, с признаками и прочим. Понятно, что это происходит из подхода - если спасать всех как учит Евич - какая разница какая стадия? жив - значит лечим! (в такой-то стадии лечим особенно активно).
А вот для сортировки раненых знать стадии шока крайне важно.
Отдельно стоит коснуться техоснащения. Все виды бинтов, жгутов, коагулянтов (CELOX и пр), инфузий и прочее вы сможете увидеть и там и там, потрогать клей на окклюзионном пластыре HyFin? запросто. Помучать набор для коникотомии? не вопрос. Засунуть в нос назофарингиальный зонд? ты просто обязан!


если что, это не я. Просто фото с курса из открытых источников
Конечно что-то видел у одного, что-то у другого, но думаю вскоре матбаза сравняется, а подход повторюсь очень верный - дают потрогать все и учат работать с тем что есть не только на складах ВС РФ, но и на рынке вообще.
Чего конечно пожелал бы - так это нормальной базы-помещения, все таки лучше практику проходить на страйкерских полигонах под аккомпанемент десятка СХП и взрывпакетов, чем в кабинете под колонку и один СХП, в голове представляя, что "вот оттуда прилеты".

Делая вывод:
EFR - только если вам нужна корочка EFR. Кстати сейчас появились курсы расширенного EFR, для гражданских в зоне военного конфликта. Про них ничего не скажу. Так и не попал пока.

Сравнивая Спешла и Евича, я бы сказал так:
1. Евич готовит стрелка-санитара, задача которого притащить из под огня раненого врачу на батальонный медпункт и уйти за новым, да так притащить, чтобы тот по дороге не умер. Влад же готовит медика, который проведет с раненым время в окружении, пока свои не прорвутся. С учетом современных наставлений и уставов Влад готовит правильных медиков для войны с СЕРЬЕЗНОЙ армией.
2. Евич проще и логичнее воспринимается, после него остается целостная картина. Да понятно, что всех не спасешь, но картина целая: что, когда и как делать.
Влад более хаотичен, хотя структура все таки есть. Он создаст в голове такое количество вопросов и нестыковок.... что в определенный момент, вопрос "как добивать раненых" вы не будете воспринимать как глупый, а начнете его обдумывать всерьез... мало ли, жизнь она такая... а потом опять начнете считать его глупым... В принципе Влад учит много думать что делать и как и стоит ли, Евич учит алгоритму "как и что делать в какой ситуации". Хотя на полевом выходе я увидел то зло, которое несет подход Евича:
медик лечил раненого, по вводной начал подходить противник, надо было бросить инфузию, рискнуть здоровьем и жизнью раненого (он мог умереть не получив лечение или стать инвалидом), но утащить его в безопасное место... а медик умел лечить и всё... его мозг создал ареал комфорта, даже в этом стрессе упражнения в лесу: когда человек вроде занят, он что-то делает, мозг считает что все хорошо, что он делает у него получается, выделяются эндорфины, но по факту все становится хуже и хуже.... и потом все умрут.


Все они умерли кроме девушки слева, ее я пихнул за бруствер где был сам, крайний справа погиб прикрывая отход медика с тяжелым раненым, а медик и тяжелый раненый погибли, так как мы не смогли их затащить за бруствер вовремя. За то что я сначала прыгнул за бруствер, а потом оттуда тащил раненого, девушка надменно назвала меня трусом... Все умерли потому, что тащить надо было не когда они начали, после долгих уговоров и наконец, моего трехэтажного мата, а за 20 минут до моей ругани
Мозг медика не давал ему возможность рисковать жизнью пациента, а это грубая ошибка. Ошибка ценой в жизни очень большого числа людей.
На мой взгляд это решается другим способом - курс психологической подготовки и пояснения курсантам ПРИОРИТЕТОВ. Да это сложно, но я уверен, что на реальной войне 8-10 из 12 человек нашей группы полевого выхода погибнут бессмысленно, но геройски... или даже героически... но главное бессмысленно... а что еще важнее - во вред миссии. Как я увидел, услышал и понял: не всем приоритеты стали понятны, а главное приятны.

Если говорить об уровне подготовки тех кто хочет пойти, у Евича вообще требований нет, все очень легко физически и психологически. У Спешла сложнее, но не было там ничего такого, что не смог бы вынести простой "манагер из офиса", если у него есть сила воли и цель. Да мы ползали в грязи, да немало лежали в воде при температуре 9 градусов, у меня до сих пор зажили не все царапины от веток и не все укусы насекомых (у меня порвались штаны почти в самом начале и туда много чего навтыкалось, в том числе муравейник, когда я занял позицию и "прикрывал"), я сильно замерзал, и адски устал, но все это мелочи жизни. Еще раз - главное желание и целеустремленность.

Для себя сделал ценные выводы о месте медика в бою, его важности, его возможностях.
Сделал выводы о людях, которые могут быть рядом (перед выходом сложились очень сложные внутрикомандные межличностные отношения, как они разрешались, как разные люди меняли свое поведение в процессе обучения, как менялось отношение друг к другу), о том как можно и нужно влиять на людей под стрессом, а как они в стрессе не отреагируют.

учебка, пиар, медицина, автобиография

Previous post Next post
Up