Доказательство отсутствия души от Шопенгауэра

Feb 11, 2017 12:28

Не ожидал от идеалиста Шопенгауэра рассуждений о том, что представление о душе - лишь конструкт разума, она просто мыслится, не более: " Та противоположность, которая дает повод к признанию двух радикально различных субстанций - души и тела, есть на самом деле противоположность субъективного и объективного. Если человек постигает себя объективно, во внешнем наглядном представлении, - он видит в себе пространственно-протяженное и вообще совершенно телесное существо; если же он постигает себя в самосознании, т.е. чисто субъективно, - он видит в себе хотящее и представляющее существо, свободное от всех форм интуиции, следовательно, и безо всяких присущих телам свойств. И вот он создает понятие души (как и все трансцендентные понятия, названные Кантом "идеями"), создает тем, что применяет закон основания, эту форму всякого объекта, к тому, что не есть объект, - в данном случае, прямо к субъекту познания и воли. Он рассматривает познание, мышление и волю как некие свойства, для которых ищет причину, и, не находя такой в теле, предполагает для них другую, совершенно отличную от тела, причину". Далее он рассуждает, что это произошло вследствие попыток абстрагироваться от материи, вводя категорию субстанции, которая абстрактно может быть и нематериальной. Однако он утверждает, что для любая субстанция не может не быть материальной, попытки абстрагироваться от материи бесплодны в данном случае. Он указывает на логическую ошибку, когда предполагают, что, помимо материи, из которой выделяют некую абстрактную субстанцию путем отбрасывания ряда ее свойств, тем самым сужая понятие, но не делая его объемнее, существует еще нечто нематериальное. Он говорит, что "рядом с понятием материи было подсунуто второе, совершенно незаконное, видовое понятие" и что "роль понятия субстанции сводилась лишь к тому, чтобы вынести на своих плечах понятие нематериальной субстанции. Следовательно, оно далеко не есть категория или необходимая функция рассудка, а совершенно излишнее понятие, так как настоящее его содержание лежит уже в понятии материи, и рядом с ним оно являет совершенную пустоту: а ее только и можно заполнить что коварным понятием нематериальной субстанции, ради которого оно, собственно, и было образовано, так что по-настоящему его следует совсем вышвырнуть вон, а ставить всюду на его месте понятие материи". А ведь миллионы людей совершенно не сомневаются в "существовании" души. И даже на этом строят разные религиозные доктрины, где Бог или боги вкладывают в тела людей души и это, мол, служит отражением чего-то запредельного и т.д. Мало кто задумывается о том, что, возможно, все эти представления о богах и духах - всего лишь эпифеномен мышления как такого.

Самопознание, философия

Previous post Next post
Up