Mar 07, 2015 16:04
Этот пост родился как некий ответ на все те многочисленные предложения, с которыми я сталкиваюсь в последние годы в самых разных городах России. У нас ведь каждый автолюбитель знает, как правильно обустроить транспорт, а уж автолюбитель «в машине с мигалкой» знает всё это лучше всех.
Основная проблема в том, что мы постоянно хотим решить все проблемы одним махом, без долгих лет кропотливой и повсеместной работы. Мы забываем, что так не бывает. Дорогие духи не спасут того, кто забывает ежедневно мыться.
А ещё, мы часто слушаем только одним ухом, а этого мало. Нельзя слышать только о достоинствах или только о недостатках... или просто только половину информации (наиболее понятную половину, конечно же - остальное ведь «никому не интересные детали для специалистов»). Любая проблема требует всеобъемлющего рассмотрения… и только комплексного решения. Остальное - пустые надежды и неэффективность.
Вопросы я ставлю банальные, на них как-то пытаются ответить в каждом городе… и редко ответы эти не поспешны или достаточно взвешены. Правильные ответы я стараюсь дать доступным языком. Жаль картинки с котиками к каждому ответу для поднятия усвоения информации нарисовать некому.
Да. Все эти ответы - это моё личное мнение по конкретным темам как специалиста, но я не претендую на единственно возможную правду.
* * *
Итак, ты стал самым главным по транспортным вопросам в своём городе… С чего же начать, кого слушать?
Говорят, общественный транспорт должен быть прибыльным, окупаться. Тебя обманывают - это не так. Окупается только маршрутка, которая выживает за счёт лихой езды, недобросовестной конкуренции, неполной уплаты налогов и мутной биографии водителей. А тот общественный транспорт, который полюбят люди, бросив свои личные тележки, сродни хорошей поликлинике, и тоже стоит денег - это троллейбусы и трамваи, современные автобусы и метрополитен.
И я надеюсь, что ты не думаешь, что общественный транспорт может хоть как-нибудь мешать автомобилям. Нет и нет, бывает только наоборот! А автомобилям, сколько дорог ни строй, сколько территории для них ни высвобождай - они всё равно встанут в пробку и будут в ней стоять. Предложение рождает спрос - километры свободного асфальта вызывают автомобили. Автобусу же, троллейбусу и трамваю нужна (очень нужна) только одна своя собственная полоса, которую гарантированно не займёт алчный маленький автомобильчик.
- Хочется придумать и реализовать транспортный мегапроект?
- Намного полезнее для города организовать грамотную организацию движения на перекрёстках, заменить и правильно настроить светофоры, повесить знаки, обустроить островки безопасности… повсюду. Мегапроект покажут по телевизору пару раз, им можно будет гордиться, но стоящие в пробках жители всё ещё будут ругать тебя.
- Было бы здорово сделать новомодную пешеходную зону?
- Отличная идея, только подумай о том, зачем и как туда придут люди. Нет, люди не ходят регулярно на марши и демонстрации. И дай бог, чтобы они не ходили на антиправительственные митинги. Люди ходят гулять и общаться, покупать, смотреть и вкусно кушать. И если уж пешеходной зоне быть, то от этого не должно стать кому-то хуже - местным ли жителям, автомобилистам, бюджету (который придётся тратить на объездные маршруты, коль скоро ты отберёшь у машин и автобусов пути имеющиеся).
- Говорят, пешеход нынче везде главный?
- Это почти правда. Только главный не пешеход, а человек вообще. И нехорошо, когда в угоду одним притесняют других, в том числе и когда бюджет не безграничен. Потому правильно, это когда мама с коляской может спокойно по тротуарам пройти весь город насквозь, если ей так вдруг захочется, и не чувствовать себя в опасности.
- И потому неправильно, когда в зелёном запущённом дворе нет нормального места для парковки жителей или их гостей.
- И потому неправильно, когда с этой же мыслью закупают только дорогие полностью низкопольные автобусы. Достаточно автобуса, у которого только одна площадка низкая - потому что большинству пассажиров лучше, когда внутри просторнее, чему низкий пол никак не способствует, потому что «колёса торчат в салоне».
- Насели велосипедисты - построй им срочно кучу велодорожек?
- А разве в твоём городе уже закончилась зима, такая длинная унылая с морозами до -20 или слякотью, тянущаяся месяцами, когда велодорожками смогут пользоваться только снегоуборочные машины? Да, ещё всегда стоит вспомнить о прекрасной осени и весне. Строить стоит что-либо тогда, когда это принесёт пользу многим, а не 5% особо активным ненавистникам автотранспорта. Пусть велодорожки будут там, где они не помешают другим, и чтобы в погожий денёк можно было отправиться в парк.
- А не пора ли уже где-нибудь платную парковку оформить? А то что это они стоят до сих пор повсеместно и бесплатно?
- Оно, может и так, только нужно больше системности. Подумай о жителях и тех альтернативах, которые стоит им предоставить вместо бесплатного места парковки где угодно. Тут ведь какое дело? Ни один автолюбитель с радостью от своей повозки не откажется, да и повозкам этим всё равно нужно где-то гнездиться, и эти места должны быть. С другой стороны, автолюбитель - зверь нежный, если не дать ему культурной альтернативы доехать быстро и без давки, он взбесится и попытается кусаться.
- И ещё, правила парковки придумали не сегодня. Не заставишь выполнять их сейчас - и никогда не решишь и части транспортных проблем, так как забытая во втором ряду и грустно мигающая аварийными огнями машинка способна нарушить любую, даже самую продуманную схему движения.
- Хочется начать строить метро?
- Неплохая идея, но помни, что окупится оно только тогда, когда станций будет много,
хотя бы 10, и когда эта первая линия будет пересекать весь город, а станции будут находиться в ключевых узлах. Метро работает, когда помогает пересекать барьеры - реки и железные дороги, но не пустыри.
- Городская электричка?
- Отличная мысль. Но чтобы она пользовалась популярностью, она должна действительно стать городским транспортом - ходить часто (как трамвай) и везти быстро. И самое главное - если ж/д пути всё больше лежат по пустырям да промзонам, а вовсе не по жилым районам, магазинам и офисам, то делай что хочешь, а народ пользоваться ей не станет.
- Хочется придумать нечто этакое? Канатную дорогу, монорельс, фуникулёр?
- Просто забудь. В 97% случаев вся эта экзотика не стоит свеч. Стоит дорого, а везёт столько же, сколько и автобус. Только автобусов может быть много, и ехать они могут по разным направлениям.
- Всё ещё хочется придумать что-то необычное? Может быть научить троллейбус без проводов кататься? Где же, где же новые идеи??
- Не нужно. Так уж случилось, что в нашей стране накоплен огромный опыт по эксплуатации трамвая и троллейбуса, автобуса и железной дороги… и это с учётом нашего чудесного климата и прямизны рук того самого механика из ремзоны. Более того, достаточно взглянуть на лучшие аналогичные системы заграницей чтобы понять, что нам есть куда стремиться, не выдумывая свой велосипед.
- Предлагают построить новые линии троллейбуса и трамвая?
- Это хорошее дело, но лучше приведи сначала в нормальное состояние существующие (все, а не один показательный участок напротив администрации), закупи новые современные вагоны. Для троллейбуса можно перевесить скоростную контактную сеть, а для трамвая уложить малошумные пути. Если не начать с этого, новой линией будут пользоваться те же «полтора пенсионера» и горстка ненавистников маршруток, что и сейчас.
- И ещё. Любая система работает хорошо только тогда, когда развитие не обошло её стороной - когда много линий и много вариантов. Один чахлый троллейбус (или трамвай) раз в полчаса на проспекте не сыщет популярности. А вот когда с конкретной остановки можно уехать хотя бы в 5 разных мест, простояв на ней не более 10 минут, тогда и люди на неё потянутся.
Да, кстати, никакой транспорт не будет популярным, если обслуживается он сараем с лавками. Предложи его пассажиру, и он возьмёт кредит и купит себе своё собственное корытце на колёсах, встанет в пробку и будет не любить тебя и жаловаться на недостаток дорог.
транспорт,
город,
размышления