На трамвайную тематику.

Mar 19, 2013 00:52

Вчера мне довелось прокатиться но новом трамвае, который вот уже более недели ходит по Садовой улице от Сенной площади до площади Репина. Сколько лет его тут не было, и вот кажется даже ничего и не случилось… как все эти люди все эти годы выбирались из своих Коломны и Покровов? А ведь я ещё помню вечно набитые под завязку уже от площади Тургенева два трамвайных маршрута. И ведь ничего, как-то ездили люди все эти годы.
Смешанные чувства оставила эта поездка. Тут и местный восторг, и ностальгия и невесёлые раздумья.

1. Восторги.
В силу своих интересов, а также учитывая место моей работы, я достаточно неплохо представляю себе, каким должен быть настоящий современный трамвай. Удивительно то, что несмотря на это, ездить на подобном мне довелось лишь единственный раз в жизни - было это в Париже, а если быть точным, то в его пригородах - из пригорода Нуази-ле-Сек в Сен-Дени.
В странах Скандинавии мне, к сожалению, покататься не удалось вовсе. А в Праге и Будапеште, когда я там был, трамвайные системы пусть и были действительно хороши, но по своей сути они не слишком отличались, к примеру, от Москвы. То есть всё быстро и чётко, но вагоны те же.
От трамвая Петербурга в последние годы я вообще как-то перестал ждать чего-либо. Чуть ниже я объясню почему.
Итак, трамвай на Садовой - он современный.
Он 3-секционный - то есть у него две «гармошки». Также у него две кабины спереди и сзади, и двери в наличии на обе стороны - открывают необходимые по ходу движения. Такая компоновка позволяет оборачивать вагон без кольца, просто передавая его с одного пути на противоположный через стрелку, как на железной дороге. В трамвае прислонно-сдвижные двери, которые довольно герметичны - то есть закрытые они плотно прижаты к кузову вагона, а при открывании они сначала «вылезают» наружу, а затем разъезжаются в разные стороны вдоль борта (соответственно при закрытии они сначала съезжаются вместе, а затем «присасываются» к кузову). В трамвае стоят и пока работают мощные печки - за бортом -8, а внутри хочется расстегнуть куртку, такой температурой не все маршрутки похвастаться могут. Трамвай этот частично низкопольный - то есть при входе нет дополнительных ступенек. Правда над тележками есть повышения, куда уже в самом салоне ведут ступеньки, но если вам тяжело подниматься - в нижней части для вас достаточно посадочных мест.
Как раз сегодня наблюдал картину, как некая классическая «бабка», которой тяжело ходить, войдя в практически пустой трамвай, с трудом полезла именно в «верхнюю» часть вагона, хотя внизу все места были свободны… а я задумался, а так ли нашим людям нужна эта низкопольность? Впрочем, с детской коляской или с большими сумками так точно лучше.
Кроме всего прочего - вагон красивый и внешне современный, как снаружи, так и внутри. Народ на остановках с интересом его изучает и провожает взором.
Кстати  о том, кто его сделал - представьте себе, это не Сименс или Альстом, а предприятие с чудным по поэтичности названием «Белкоммунмаш», город Минск. Что тут сказать о беларусах? - Это просто какие-то европейские «китайцы», причём ключевое слово - «европейские». Мне прекрасно понятно, что белорусы явно не сами придумали всю эту красоту - какие-то узлы они покупают целиком, что-то додумывают сами, дизайн тоже берётся явно не из местного фольклора. Но, чёрт подери, получается-то в итоге очень приятно! В том числе и по соотношению цена/качество.

2. Ленинградский трамвай умер, а петербургский пока так и не родился.
Да, несмотря на увиденное сегодня, я пока остаюсь при этом мнении.
Какой он был - Ленинградский трамвай, который я прекрасно помню и который я до сих пор противоречиво люблю? Прежде всего, это множество линий и богатая сеть маршрутов, используя которую можно было, не пересаживаясь, добраться из центра практически до любой окраины. Соответственно, с одной пересадкой можно было пересечь город из конца в конец. Я бы не сказал, что к середине 1990-х, когда я мог ездить уже без сопровождения, всё это работало слаженно и было бесконечно комфортно. Но если я вдруг забывал свою ученическую «карточку» дома (в школу меня отвозил отец, потому обнаруживалось это только на обратном пути), то я мог добраться из школы в районе Сенной площади до Гражданки именно на трамвае. Кондукторов тогда не было, контролёры встречались нечасто… да и ехал я на задней площадке зорко рассматривая остановки - при виде контролёров, намеревающихся зайти в вагон, я рассчитывал вовремя выскочить.

Так что такое лично для меня тот самый Ленинградский трамвай?
Я с самого детства много ездил по городу. Моя мама считала, что расстояние - не проблема, если дело касается моего обучения и воспитания. Я испробовал все виды транспорта нашего города, но только трамвай всегда как-то по-особенному любил.
Первое воспоминание - рассказ отца о том, что такое «вагон». Мне было лет 5 или меньше - папа со мной гулял таким образом по выходным - мы с ним не просто ходили пешком, но обязательно катались на трамваях и автобусах - я был в восторге. Так вот, отец указывал куда-то пальцем в сторону уже знакомого мне «трамвая» и объяснял, что это «вагон». Но я-то был мал ростом, в моём видении палец указывал куда-то вверх, на середину крыши «трамвая», где была какая-то круглая хрень технического назначения. Я был долгое время уверен, что она и есть «вагон». А как иначе? «Трамвай» - вот он. Два трамвая сцеплены вместе - вот они, два трамвая вместе, как один большой. Какой ещё может быть вагон? А, вижу, вон он, на крыше!
Трамваи бывали разной окраски, у каждого парка немного своя. Их сцепляли  в составы - самые длинные были аж по три вагона.
Воспоминания начальной школы или чуть ранее - где-то 90-91 год.
Недавно открытая для трамвайного движения площадь Труда, вокруг ещё всё было раскопано, но линию уже восстановили, переложив её «временно» на Крюков канал. Временно, помниться, продлилось много лет. Ещё помню 33-й маршрут, от Василеостровской на площадь Стачек… и 42 из района Гаванской туда же.. и 31-й от Театральной площади через Дворцовую площадь.
Помню как однажды мы вышли из Мариинского театра - поздно уже было (по меркам ребёнка уж точно) на улице темно, холодно… на чём ехать? Самое верное - до Сенной пешком. А мне совсем не хочется пешком идти. И вот он, светлый и пустой 33-й - пусть нам и не совсем с ним по пути, но до Василеостровской он довезёт, а там уж метро.
И, конечно, очень страшно сидеть сразу за трамвайной дверью. В момент закрытия или открытия в иных вагонах страшно шипят, а в ногу дует резкий поток воздуха (почему-то каждый раз внезапно).
И таких небольших затаённых воспоминаний я могу привести немало.
Затем была первая самостоятельность, средняя школа. Из маршрутов мне до сих пор близки и памятны:
5-й - из поликлиники у Театральной площади к Сенной;
2-ка - от Сенной до Выборгской;
14 и 54-й - по Садовой к Финбану (а 14-й так и далее, до Пискарёвки);
53-й - от Конюшенной до Тихорецкого, прямо до дома;
26-й - от Выборгской до маминой работы у Сытного рынка;
40-й от Чкаловской до Чёрной Речки;
22-й - разукрашенные щёгольские вагоны с проспекта Просвещения.*
(* если внезапно найдутся знатоки, то я им отвечу, что мне теперь прекрасно известно, куда ходили эти маршруты далее, более-менее неплохо знал я это и в детстве, но я здесь привожу лишь те участки маршрутов, где я сам часто ездил, которые мне памятны.)

Были и всякие неудобные и нелюбимые мной маршруты, которые всегда ездили в неизвестные и ненужные мне места, но часто попадались на глаза: 17, 28, 37, 34… В школьные годы я был на них как-то в обиде.
Я могу перечислить и другие маршруты, я любил иногда и просто покататься, но именно с перечисленными у меня связны личные воспоминания тех времён.

Так вот тех маршрутов больше нет. Ни одного! Я понимаю, что это чистой воды субъективизм, но именно это лично для меня означает, что Ленинградский трамвай умер.
Он тяжело болел в 90-е, затем вырезАлся из таких чисто «трамвайных» районов как Петроградская Сторона, Васильевский остров, район улицы Некрасова и Советских улиц. В те же годы велись многолетние и какие-то бессмысленные ремонты Литейного и Садовой, Чкаловского и Среднего.
Никакого нового, Петербургского трамвая с тех пор так и не возникло. То что осталось, не работает как единая система - это осколки системы. Отдельно друг от друга неплохо работает сеть в Купчино и на Юго-Западе, на севере города и в районе Ладожской, в Весёлом Посёлке и в районе Комендантского. Кстати именно в районе Комендантского Аэродрома и Озера Долгого по сей день работают «сцепки»: из двух одиночных вагонов по 55-му маршруту, и состоящие из двух сдвоенных вагонов по 47-му. Те, кто не бывает в тех местах, даже и не в курсе давно, что такое бывает - сцепка из двух сдвоенных вагонов… мне в детстве казалось, что это целый поезд, равный 4(!) трамваям. Насколько мне известно, сохранились они в тех краях исключительно благодаря 5-му трампарку, в котором когда-то прямо нарушили чёткое указание ГорЭлектроТранса расцепить все подобные составы.
Вот так.

3. Размышления о будущем.
Что ждёт трамвай в Петербурге в будущем пока неизвестно никому. Просто потому, что у города нет никакой стратегии развития сети общественного транспорта. Уж поверьте мне, говорю это как специалист, прямо касавшийся этого вопроса. Есть слова, намерения и постоянная смена лиц начальства… порой появляются вполне себе здравые мысли и планы, что-то даже в жизнь претворяется. Но потом очередная ротация и новые планы.
Новый, современный трамвай по Садовой улице офигенен, слов нет. Но он пока тоже, к сожалению, ничего не значит. Он один в поле воин.
Вы спросите, а что же тогда будет «что-то» значить?
Я бы ответил - я даже краткую программу могу написать - что сначала, что второй очередью (в голове-то оно есть). Но сейчас это будет лишь сотрясение воздуха, длинное и с кучей деталей.
Но самое главное - это создание ЕДИНОЙ сети работающей НАДЁЖНО и предоставляющей хотя бы средний уровень комфорта. Очень много, что сюда необходимо включить.

А ещё… что можно планировать в трамвайном хозяйстве, когда остро не хватает вагонов и работников? А между тем, в том же Минске не осталось ни одного вагона на маршрутах, которые ходили там в моём детстве - тех замечательных рижских вагончиков с одной фарой посередине на морде и мягкими пружинными диванами внутри. У нас же парк состоит большей частью из вагонов постройки конца 1980-х - первой половины 1990-х, а встречаются экземпляры и постарше меня самого, производства начала 1980-х. Причём я бы не сказал, что весь период эксплуатации с них техники пылинки сдувают.
И мне пока неясно, что будет делать город, когда всё это хозяйство начнёт форменно рассыпаться на рельсах. В бюджете не заложены пока суммы на закупку сотен новых вагонов.

Но, как говориться, и за 5 новейших вагончиков пока спасибо.
Вдруг всё-таки нам повезёт?

город, размышления

Previous post Next post
Up