"Бесполезные знания".
Как-то я написал пост, где рассказал о самом большом на тот момент контейнеровозе EVER ACE
И в статье я упомянул интегрированный бульб. На, что, конечно же, получил вопрос - что это такое - интегрированный бульб? Я попытался ответить, но фото не очень ясно показывали эту новомодную штучку.
Но недавно мне попались фотографии строящегося круизного лайнера, где этот самый интегрированный бульб виден очень хорошо. Но это фото будет
чуть ниже, сначала немного история вопроса.
Что такое бульб, и для чего он, знают многие.
Бульб танкера. Ниже якорного клюза обозначение, что у судна есть бульб, и буксирам следует работать осторожно перед носом танкера. Иногда ещё указывают длину и форму бульба в метрах.
Для тех, кто не знает, цитата :
"Бульб, или носовой бульб (от фр. bulbe - луковица) - выступающая чуть ниже ватеринии часть носа судна, имеющая выпуклую эллипсоидную форму. Бульб изменяет направление потока воды по всему корпусу, уменьшая сопротивление, и, следовательно, способствует увеличению скорости, дальности плавания и экономии топлива. Носовой бульб на больших судах даёт выигрыш, как правило, от 12 до 15 процентов топливной эффективности по сравнению с аналогичными судами без них.
Носовые бульбы оказались наиболее эффективными при соблюдении следующих условий:
При использовании на корпусах с длиной по ватерлинии более 15 м;
для длинных и узких корпусов;
при скоростях, близких к максимальной скорости судна.
Эти условия сделали применение бульбов стандартом для более или менее крупных морских судов (грузовых и пассажирских), которые обычно эксплуатируются в пределах небольшого диапазона скоростей, близких к максимальным. С другой стороны, они практически не применяются на прогулочных судах, особенно на парусных, которые используют широкий диапазон скоростей"
Какого то эталона, стандарта для бульба нет. Они проектируются для каждого типа судна, и не имеют строгой формы. Всё подстраивается под корпус судна. Так, что вид они могут иметь разный.
Но с некоторых пор в моду снова начал входить прямой форштевень. И не только прямой, но и с обратным углом, так называемый X-bow. Суда с X-bow показали хорошие мореходные качества, но вот с прямым штевнем не всё оказалось просто.
"AIDA prima". Японцы построили два круизных лайнера с прямым форштевнем, но бульба нет.
Преимущество такой конфигурации форштевня (носа) корабля, с точки зрения гидромеханики заключается в том, что для оказания более меньшего сопротивления водной массе при движении, при определённых параметрах волнения моря в сочетании с характеристиками мощностей главных двигателей, такие линии судовой конструкции оказываются более оптимальными, чем привычная конструкция корпуса судна с бульбом в носовой подводной части. Данное новшество стало результатом новых знаний в гидродинамике и уже существующего опыта практического воплощения на плавсредствах меньшего размера.
"AIDAnova". Её строили немцы. И, хотя она тоже имеет почти прямой форштевень, бульб здесь есть.
Было построено некоторое количество судов с прямым форштевнем. Но разработки в области улучшения мореходных качеств судна за счёт оптимальных обводов корпуса продолжались. И было внесено предложение, к прямому форштевню добавить бульб, но не выступающий вперёд, а начинающийся уже от носа в сторону кормы. Такой бульб и получил название интегрированный бульб.
Строящийся новый круизник. Отлично виден интегрированный бульб
Тоже он. Страна постройки Италия
Какого то однозначного мнения по этому новшеству нет. Широкого применения эта новинка тоже не получит, по лабораторным и практическим данным интегрированный бульб имеет смысл устанавливать на суда, рабочая скорость которых начинается от 20 узлов. А это в основной массе - контейнеровозы и круизные суда. Другим коммерческим судам такие скорости ни к чему, слишком дорого обходится скорость на воде. Да и решаются такие проблемы в комплексе, а не одним бульбом.
Ну, что будет в дальнейшем, время покажет. Может, будет и широкое применение этой новинки. А может быть, и нет.
Проект нового круизного судна для экспедиционных круизов. Тоже интегрированный бульб.
Так, что, если вы не видите бульба, это не значит, что его нет. Он просто хитро спрятан.