Александр
arabskiy_pilot пост написал, с эксклюзивным содержанием -
тыцнуть сюда. Как иногда работают профессионалы. Ну, у меня тоже есть история, про это же самое, про то как иногда работают профи.
Много букв, будут и картинки.
Но хочется предупредить сразу, смешного в истории нет. Вернее, есть, но я вот не умею преподносить в смешном виде.
1. Гуляет по пароходам такая байка - не могли извлечь на одном судне форсунки из крышки главного двигателя. Бились-бились с извлечением, не получается. Вот кто-то и придумал, провернуть главный двигатель на воздухе ( судовые двигатели пускаются воздухом). Крутанули, и в момент форсунки на орбиту ушли, что ракеты. Про последствия обычно не рассказывают, только про сам процесс добычи.
Что можно сказать? В отличие от байки, где рассказывают про метания стармеха, запертого в главном двигателе, как он, зная порядок работы цилиндров, благополучно избежал равномерного размазывания по картеру, эта байка вполне себе жизнеспособная.
Вот только авторство установить не удаётся. То, что могут натворить люди, даже с большим опытом работы, меня уже давно не удивляет. Вопросы, конечно, есть к байке, но не существенные.
Ну, и да... эту байку всегда вспоминают, когда начинается плановая замена форсунок, или ещё что. Я по ходу дела буду указывать на жизненную правду байки.
2. Поскольку тут не закрытый клуб механиков и мотористов, а также человеков, которые имеют инженерное образование, немного растолкую, что такое форсунки и где они установлены.
Так вот, форсунка, это та железяка (не просто железяка, а с внутренним устройством) через которую топливо попадает в цилиндры.
Выглядит она вот так:
Здесь она в разрезе, показано то, что внутри, но не в полном объёме. В конце поста вставлю ролик, в котором всё красиво расписано и нарисовано.
Установлены форсунки на крышке главного двигателя. Установлены, потому, что ставят по две форсунки на цилиндр. По картинке не очень понятен масштаб, поэтому посмотрим, как оно выглядит на самой цилиндровой крышке. Все фото можно увеличивать.
На фото выше, красная стрелка указывает на форсунку с топливоподводящей трубкой.Трубка в изоляции, потому что судовое топливо - мазут, разогревают до высоких температур, свыше 100 градусов. Масштаб всё равно не понятен, правда?
Тогда ещё картинок.
Это - снятая крышка цилиндра с форсунками, белые стрелки. Вес форсунок, тут от размера главного двигателя зависит, но не лёгкая, скажем так.
А здесь изоляция немного другая. Белые трубки, подвод топлива. Трубки не просто трубки, как водопроводные, а усиленные, давление, под которым топливо впрыскивают в цилиндр,ого-го.
Но всё это так, в общем, что бы было представление.
Между телом форсунки и стаканом в крышке цилиндра, куда её вставляют при монтаже, зазор не большой. Совсем не большой. А для того, что бы выхлопные газы не попадали в этот стакан, а следовательно и наружу... ну, там есть и посадочное место, которое притирается. Есть и такая конструкция, когда форсунку садят на медное кольцо. Есть уплотнительные резинки. А перед самой установкой, форсунку щедро так, с душой, обмазывают антипригарной смазкой.Но, тем не менее, пригорание случается.
3. Собственно, сама история. Ни названия парохода, ни имён участников - не будет.
Жалуется второй механик - Стоянка и так совсем ничего, масло получать будем, а стармех наседает на замену форсунок. Тут и то, и другое, а ему форсунки подавай.
Положение и в самом деле было аховое, проблема сидела на проблеме, и проблемой погоняла. В этой ситуации замена форсунок и впрямь выглядела лишним занятием, тем более, что через этот порт пароход шёл транзитом, конторе вот прям загорелось получить масло по пути... вот прям сейчас надо. Но самое - пароход должен будет вернуться в этот неназванный порт в Юго-Восточной Азии, буквально через неделю. И по возврату - бадумссссь - ожидался небольшой перестой.
Я сидел на этом пароходе в допштате, мы прикатили сюда с электромехаником (шефом) на месяц, и на следующий возврат в этот порт - списывались. Поэтому я только мог посочувствовать словесно, и напрягся внутренне. Год назад я отработал полный контракт на этом пароходе, и слабые места знал. Намечающееся мероприятие по замене форсунок... мне очень не понравилось.Домой хотелось поехать в белой рубашке, и с белыми руками. И не горбатым, не смотря на свою допштатность.
Ну, что ж. Пришли в порт, встали на рейд. Что удивительно, утром пришли, как белые люди. Спокойно позавтракали, и спокойно потащились по рабочим местам. Но спокойное начало, не означает спокойное продолжение дня. Сюрприз приехал на барже. Сто с лишним бочек масла. Хотя обещали наливом. Молодой четвёртый механик начал седеть на глазах. Гидравлика на грузовых кранах дышала на ладан.
Ну, ладно. Привязали эту баржу, завели кран, выкатили стрелу наружу... и тут, в этом самом неназванном порту, жемчужине Юго-Восточной Азии, всё и началось. Баржи попёрли со всех сторон, и все бибикают, и все хотят в первую очередь.
А в машине началось действо под названием - замена форсунок. И толика везения всё таки присутствовала. По плану стармеха, на замену форсунок планировалось бросить стармота (старшего моториста) и токаря. Но большое количество бочек потребовало большое количество рук на палубе, поэтому токарь убыл на разгрузку бочек.
Надо заметить, боцман на этом пароходе был очень голубых кровей. И всё, что было связано с машиной, он ненавидел. "Масло ваше - вы и разгружайте". Ну, пришлось вставить боцману штырь в кое-какое место. И, неестественно держа голову прямо, дракон заступил на управление грузовым краном. Я это к чему поясняю - точиле пришлось выступить замом второго механика. И бочки кантовать, и матом с матросами разговаривать, и принимать решения, куда бочки впихнуть, и решать вопросы по крепежу бочек. Маслом (машинным), и цилиндровым, и циркуляционным, да любым, заведует второй механик.
Так вот, по плану стармеха, замена форсунок... ему виделась так - стармот крутит форсунки на первом цилиндре, точила - на третьем цилиндре, чтобы задницами не толкаться, потом переходят на следующие цилиндры. Места между цилиндрами мало.
В самой замене форсунок ничего сложного нет.Открутить стакан топливоподводящей трубки, ослабить стаканы на ТНВД (Топливный Насос Высокого Давления), открутить штуцер трубки протечки, открутить две гайки, которые фиксируют форсунку,и вытащить форсунку. Совсем не сложно. И по времени операция не длительная.
Крышка ТНВД с топливными трубками.
Но! Помните я говорил про пригорание форсунок? Вооот...
Итак, стармот решал вопросы комплексно. Он не распылялся на мелочи. Он не менял одну форсунку зараз, он менял по две. Он откручивал стаканы сразу на двух форсунках цилиндра, он откручивал гайки сразу на двух форсунках...чтобы потом дёрнуть две форсунки зараз, тут же втулить другие, и произвести действия по фиксации. Весьма рационально.
Стармот был весьма опытным мужиком. Но на этой серии пароходов он был впервые. А вот на этой серии пароходов, на этой серии двигателей форсунки пригорали напрочь. Почему так происходило, объяснения нет. Причём, как говорится, без всякого объявления войны. Ты мог спокойно дёрнуть форсунки на двух цилиндрах за час, и зависнуть на одной форсунке на три часа, выколупывая её из крышки фомками. Стармот долго работал на серии пароходов, где, почему-то, залипания форсунок не было, и где рациональность действий была оправдана.
Раскрутил одну, раскрутил вторую.Подставил фомку под одну, рванул... а хрен там. Ну, я же говорю, стармот опытный мужик был. Рванул вторую, там тоже хрен. WD-40!!!! Заливаем под форсунку, идём курить, пока там всё откисает, потом приходим. И, вот она родная, в руках.
Залил. Щедро залил.Покурил. Ещё раз покурил.Пришёл на рабочее место, подставил фомку, и рванул... Чё, пошла форсунка. На один сантиметр. Десять миллиметров. Что одна, что вторая. И, всё, дальше они идти отказались.
Ну, это классика. Если сдвинул в одну сторону, а дальше не идёт, возвращай на место, потом снова рвани... расшатать можно многое,да.
Форсунки назад идти отказались. Вот проблема то... а гайки прижимные на кой? Щас на шпильки накину, и вгоню на место.
С гайками форсунки тоже отказались возвращаться на место. До такой степени, что на одной шпильке стармот сорвал резьбу, и тут не только форсунка, а гайка отказалась выходить в руки. Шпильки запасные есть, и даже открутить её можно, без снятия форсунки. Вытащить её нельзя, когда форсунка на месте. Такие вот шпильки были на этой марке двигателя.
И начался у стармота секс. Жаркий, горячий (ну, дык, температура главного двигателя 60 градусов, между прочим), да ещё и тропиках. Туда-сюда, туда-сюда. Форсунку, как фаллический символ, вгоняет в стакан крышки цилиндров, и тут же назад. Фрикции. Туда-сюда. Туда-сюда. Расшатывает. Твой дом труба шатает. И - безрезультатно. Ибо, никакого, строго говоря, туда-сюда, не было. Пара миллиметров вверх, столько же вниз. И всё. Завидная эрекция стойкость. У форсунки.
В, общем, общее время коитуса с двумя форсунками одного цилиндра ( безрезультатное время) составило уже три часа. Ни туда, ни сюда. Стармех у нас тоже был старой закалки, и тоже голубых кровей. Проблемы в машине его не волновали. Есть люди, он дал распоряжение... его дело прийти, проверить и наказать. На всякий случай.
Стармех и пришёл. Через три часа. Принять доклад, что все форсунки поменяны на водку
, машина готова, и прочее. И принял доклад, что - хрен на ны, сказали пацаны, у нас тут ситуация вообще, хреновая.
Что говорит начальство, когда что-то пошло не так? Да откуда вас только набирают, таких безруких? Щас сам покажу, как надо. Показывание "как надо" затянулось ещё на час. Форсунки как стояли на своих, вновь приобретённых местах, так и стояли.
А времечко то... тикает. Ещё час протикал. Уже и бочки, почти все на борту, уже и остальное на борту. А форсунки на месте. А потом ещё час протикал. И уже натикивает час, когда лоцман должен приехать на борт.
И вот тут стармеху стало не хорошо. За простой накажут. Не стармота, а стармеха. Попутно поинтересовавшись, а зачем затевали эту возню с форсунками? Любимая игра любой конторы - сделали?молодцы...упоролся косяк- а зачем вы это делали?
Ну, что? Собрались у этих форсунок все. Кроме допштата, меня и шефа. Шеф было сунулся с целью - "я посмотреть", но я его утащил оттуда от греха подальше.Я с этим стармехом был знаком давно. Больше скажу, был он у меня первым. И с его способностью, спихивать свои залёты на других, тоже был знаком давно.
Ещё час. Форсунки на том же месте. Ни вверх, ни вниз.
Кто предложил, не знаю, но прозвучало это - может на воздухе крутанём? Вот он, момент истины. Крутануть не проблема. Как ловить шаттлы эти будем? Куда они полетят? Увязать их стропами железными? А как?
Перепробовали всё. "Солдатиками" отжимными. Рычаги, совсем уж неимоверной длины, пробовали. Домкрат хотели, но не подсунуть. Даже приспособу, типа съёмника, придумали... но время на изготовление, время...
Из всего богатства выбора, осталось - действительно, провернуть на воздухе, это раз. Два - менять крышку цилиндра. И, последний шанс... задействовать тельфер.
Снова объяснение. Тельфер, это козловый кран в машине. Грузподъёмность - не очень большая, он не грузы таскать, а как вспомогательный механизм при ремонтных работах. 4 тонны, достаточно.
Как выглядит тельфер? Вот так:
Ездит взад-вперёд (корма-нос), и в
бок (борт-борт). Пульт управления - на проводе. Несколько кнопок, опять же, нос-корма, левый-правый борт. Бывают скорости, первая и вторая. Но обычно, там всё медленно, рывка нет. Хотя бросок на майну сделать можно, например, при посадке на место выхлопного клапана. Кнопки можно использовать одновременно, например, ведёшь тельфер в корму, и одновременно перемещаешь тележку на правый борт, и тут же опускаешь гак (если пальцев хватает).
Ну, что... подкатили тельфер. Смайнали гак. Хитрым способом застропили форсунку. Начали подъём. Но, вы видели, как стоят форсунки? Под углом, в узком стакане. А тельфер работает на подъём строго вертикально.То, есть... надо и гак чтобы был под углом от тельфера. Натянули подъёмные троса до состояния гитарной струны. Не идёт. Попробовали под эту натяжку работать фомкой, подковыривать. Никакого сдвига.
А давайте - натянет - ослабим - натянет - ослабим. Давайте. Никакого сдвига.
А стармех мечется, уже собрал всю машину возле цилиндра. Нас призвали. А, что мы можем сделать? Я просто присел на трапе и молча лупастил. Нет, ну в самом деле? Возле цилиндра не протолкнуться, силой взгляда извлекать форсунки я не умею. Стармех подбежал ко мне - Шура, что ты сидишь? А что делать? Делай что-нибудь!!!!
Ну, ок. Делать, так делать. Выбрал одну железяку, которых в избытке уже натащили из мастерской, и с умным видом отправился в ту же мастерскую - с глаз долой.
А тем временем очередная задумка. Подтянуть трос на тельфере, но не до полного натяжения, а потом сам тельфер по рельсам отправить, так нужный, типа, угол и получится. Я уже поднялся на верхнюю площадку, когда тельфер поехал.
Сначала поехал, трос натянулся, и...
И тут тельфер сказал - кряк - и ехать никуда больше не захотел. Ни взад, ни вперёд. На спуск-подъём, правда, работал. А крякнул тельфер мерзко.
Оп-пачкииии...Приехали. Тут уже даже крышку цилиндра не поменять. Даже выяснить, что с тельфером - целая проблема. Туда же как-то забраться надо.
И тут не хорошо стало даже мне. Что про стармеха то говорить? Второй механик тоже, вид какой-то нездоровый приобрёл.
Форсунки заклинило, тельферу - каюк. Полный крах.
Ну, а дальше, можете верить, можете - нет, но начались чудеса. Уже на полном автомате, с полной отрешённостью, стармот полез снимать строп с форсунки, и, о, чудо! Под его руками форсунка довольно живо стала двигаться. А дальше, просто дело техники, та же самая фомка, и выскочила, родная. Выскочила. Но это одна.
А вторую снимали уже так, болгаркой перерезали крепёжные шпильки, и кувалдой ... уже не вниз-вверх, а пытались вкруговую, вокруг своей оси, расшатать форсунку. Не сразу, не сразу, но пошла потихоньку. Влево-вправо, влево-вправо. Как только движения стали живенькие, попробовали вверх-вниз. И, вытащили таки, вытащили. Вывернуть обрезки шпилек, ну, это плёвое дело.
Новые шпильки, новые форсунки, управились как раз к приказу готовить машину. Пронесло.
Нагар на форсунках, нагар в стакане, были просто жуткими. И очень твёрдыми. Потом эту крышку сняли (уже без меня), и отправили на завод для ремонта, вроде как микротрещины были возле выхода распылителей форсунок. Фотоаппарата у меня не было, и, сколько я потом не клянчил у стармеха фотки тех форсунок, и фотки последствий замены, он мне только показывал фигу. Он даже второму механику их не дал. И, как я узнал потом, на своём списании, стармех эти фото удалил и со своего, судового компа. Остались ли они у него в личном пользовании, увы, уже не спросить...он в стране вечной моточистки.
А на тельфере треснула приводная муфта для движения нос-корма.По снятию этой муфты, попытке восстановления... там тоже была... целая войсковая операция. Но справились. Но это совсем другая история.
А потом мы с шефом улетели домой, и через пару месяцев я узнал, что другие форсунки во время перестоя благополучно поменяли. Не без трах-тибидоха, конечно, но и без такого беспредела, который приключился при нас.
Вот, собственно, и всё.
Такие ситуации на судне, не часто, но случаются. Ты лезешь куда-то, выполнить, в общем-то, рутинную работу, разбираешь механизм или узел, и где-то на середине влипаешь на то, что ни дальше разобрать не можешь, и назад уже не соберёшь. Или разобрал, а там совсем другое развалилось, и, а-ха, а нет этой штучки в ЗИПе. И начинает работу кружок "Умелые ручки".
Всем здоровья. И, чтобы форсунки у вас менялись легко.
И кино про форсунки. Английский язык. Но понять можно.
Click to view