"Бесполезные знания".
Картинки есть.
К написанию поста подтолкнуло недавнее происшествие с круизнымм лайнером "Viking Sky".
Нет, я не буду писать, что там произошло, и почему остановились двигатели судна. Причина уже установлена, и это не интересно.
Тема немного другая.
На большинстве новостных сайтов происшествие подали так - Пассажирское судно, водоизмещением почти в 50 000 тонн... И вот тут я хекнул и поморщился. Вы представляете себе, какое должно быть судно водоизмещением в 50 000 тонн? (Округлю уж, чего стесняться то?).
Нет, конечно, пароход, он железный.
Но смотрим другие характеристики судна, длина-ширина-осадка. И на десерт - дедвейт.
Скромненько однако: 228,2 Х 28,8 Х 6,45 м. Дедвейт - 4 826 т.
Откуда 50 000 тонн взялось?
Современные круизные пароходы имеют весьма массивный вид. Но ещё раз напомню - они лёгкие.
Вся надстройка - лёгкая. И при строительстве надстройки используют сталь меньшей толщины, чем для корпуса, а также широко применяют алюминий. Пароходы не выдалбливают из цельного стального монолита.
Что ж, попробуем разобраться, откуда взялось 50 000 тонн водоизмещения.
Ошибка журналиста.
Жарить новости легко и приятно в нынешнее время. Можно сидеть в каком либо Мухино, ухватить краем уха о происшествии, заинтересоваться, потом залезть в википедию, вычитать несколько цифр, добавить своего, и готово.
Вот так же и с Викингом получилось. Судно то, судно - небось подумал разносчик инфекции новостей - а хорошо бы цифрами дело подкрепить. И в википедию.
А там... там, да, есть такое слово - tonnage - и цифра - 47 842 GT. Есть и такая цифра - 18 858 NT. И дедвейт - 4 826 DWT.
Разбираться, что означают буковки GT, NT и DWT журналист не стал. Достаточно того, что он вычитал слово tonnage. А водоизмещение , оно ведь в тоннах выражается, правда? И готово - понеслось, разлетелось - Пассажирское судно, водоизмещением почти в 50 000 тонн...
А ведь 50 000 тонн, это ого. Нет, не так - ого-го! Авианосец "Карл Винсон", у того водоизмещение 97 000 тонн, а тут пассажирская лайба половину водоизмещения держит.
"Карл Винсон", фото моё.
Страшно представить тот ажиотаж, если бы вместо Викинга аварию потерпел круизник "Оазис" класса. Тут вообще сенсация - тут знаете, какое водоизмещение, согласно википедии? Сядьте, если стоите - 225 282 GT!. А вот дедвейт снова, увы... не радует, всего 15 000 т.
"Oasis of the Seas". В настоящее время одни из самых крупных круизных судов.
Масштабы, конечно, поражают.
Длина - 360 м
Ширина - 47 м по ватерлинии, 60,5 м по крыльям мостика.
Осадка - 9, 3 м
Высота 72 м от ватерлинии.
И ТОННАЖ - 225,282
Дедвейт - 15 000
Вот так и рождаются сенсации.
И, если пытаешься оспорить эти цифры, тебе сразу ссылку на википедию - на, смотри, читай, умник. Вишь, чо написано? Тоннаж! Так, что ..не фиг тут умничать, а прими и смирись.
Так-то оно так.
Знаете, где ошибся журналист? В неправильном понимании слова ТОННАЖ. Плохую шутку сыграло с мастером пера это слово. Не вес вытесненной воды это слово означает. Не мера веса это.
И этим самым тоннажем выражен объём, а не вес.
И произошло это слово от английского слово TUN, что означает большую такую бочку.
И уходит значение слово тоннаж вглубь времён, в эпоху зарождения коммерческого судоходства.
Вот сейчас и разберёмся, что такое "водоизмещение", почему этих самых водоизмещениев (граммар-наци,фас!) есть несколько.
Почему для характеристики военного корабля указывают именно водоизмещение, а для характеристик коммерческого судна достаточно дедвейта.
Да и, что такое дедвейт судна.
Что это за загадочные буковки GT, NT и какое отношение к этим буковкам имеют старые бочки с вином.
Что такое чистая, зерновая и киповая, и прочая вместимость.
Ну, и прочие сопутствующие фактики.
С фактиками можно начать сразу.
Знаете ли вы, что...
Суда-автомобилевозы тоже имеют стандартную единицу вместимости, как и контейнеровозы.
Так вот, более корректное название таких автовозов - PCC, или PURE CAR CARRIER, и PCTC, или PURE CAR and TRUCK CARRIER. Разница между PCC и PCTC в том, что первый перевозит только легковые автомобили, включая микроавтобусы, а вот второй уже перевозит и более тяжёлую технику. Визуально разница не заметна, но у PCC грузовые палубы зафиксированы жёстко, в то же время грузовые палубы у PCTC могут двигаться вверх-вниз, создавая на нижних палубах нужную высоту в случае погрузки негабаритной техники.
На картинке - PCTC
По аналогии с контейнеровозами, где грузовместимость выражена в TEU ( Двадцатифутовый эквивалент), то есть за стандартную единицу принят двадцатифутовый контейнер, у автовозов это CEU - Car-Equivalent-Unit.
Что было принято за эталон единицы?
Toyota Corolla 1966 года, модель RT43.
Именно размеры этого авто и приняты за эталон.
Итак, CEU RT43 - 13,5 футов (4125 мм) x 5 футов (1550 мм) x 4,6 фута (1400 мм). Площадь земельного участка, необходимого для CEU RT43, составляет приблизительно 69 кв. Футов (6,4 кв. м)
Следовательно, на судне вместимостью 1000 CEU могут разместиться 1000 автомобилей модели Toyota Corolla модели RT43 1966 года.
Конец первой части...