Девять метров

Nov 05, 2018 14:30

Много букв, много картинок.
Картинки, почти все, увеличительны.

Иногда вот совсем простой вопрос.
На который, кажется, можно ответить просто и коротко.
Начинаешь писать ответ, и опачки... а не получается коротко.


Вот и сейчас, простой вопрос из комментов - А вот вопрос: на Ваших снимках в основном лоцманская марка попадает в зону ниже ватерлинии в грузу. С чем это связано? Получается, что когда судно загружено "под завязку", эта марка не видна.

А ответить в несколько предложений не получается.
Попробую ответить подробнее.

Вот эта фотография.
Марка обведена и указана стрелкой.
Фото увеличительно.



Да, действительно вся марка отрисована ниже ватерлинии, и когда судно будет в полном грузу, то видно её не будет.Зачем так нарисовали?
Дело в том, что такую марку рисуют на тех судах, у которых высокий надводный борт, и эта марка указывает, где находится лоцманский трап.

Суда могут ходить в полном грузу, могут ходить и не гружёные.В зависимости от этого изменяется и высота надводного борта. У одного типа судов это изменение не очень большое. А вот у некоторых типов высота меняется изрядно. В основном это танкеры и балкеры. И, как правило, такую марку рисуют на судах, где высота надводного борта равна или превышает 9 метров.

Отодвинем пока в сторону саму марку.
Немного о том, как лоцман попадает на судно.
Все способы рассматривать не буду, только подъём/сход по трапу.

На судне есть парадный трап. Его можно вывалить, спустить до воды и принять/сдать лоцмана с катера.
Но всегда это можно сделать. Плохая погода, волна, и парадным трапом уже не воспользуешься. Даже если само судно не ощущает этой качки. Приём/сдача лоцмана иногда происходит при движении судна. Катер обычно прижимается к борту парохода, и в этот момент катер может подбросить на волне. И в момент подброса катер может и ударить по нижней площадке трапа. А трап не закреплён жёстко. Он висит стальных тросах и довольно таки прилично играет. Так, что - небезопасно.

И для таких случаев, когда невозможно использовать парадный трап, применяют лоцманский трап, или шторм-трап. Ну, да, то самый - "по которому поднимался капитан, заложив руки за спину".(с)

Выглядит он вот так.


Конструкция вроде самая простая.
Верёвки да ступеньки ( тетивы да балясины).
Однако требования к этой конструкции весьма жёстки.

Подробно разбирать требования к шторм-трапу я не буду.
Отмечу только несколько моментов.

Наличие обязательного сертификата на трап.
Наличие маркировки на предельную весовую нагрузку и дата последних испытаний.
Тетивы (Верёвки) только пеньковые. Никакой синтетики.
Через определённое расстояние вставлены длинные балясины (ступеньки). Это для предотвращения закручивания трапа.
У нижнего конца трапа балясины изготовлены или из твёрдах сортов дерева, или вообще, из резины.
Это для предотвращения разлома балясин при контакте с лоцманским катером.
Поднимаясь по трапу, держаться только за тетивы. За балясины неудобно, да и пальцы прищемить можно.
Крикнешь - ай, отдёрнешь руку, и улетишь вниз.

Шторм-трап в походном положении хранится в скрученном виде. Ну, а уж где... это на каждом судне отведено своё место.
Но борт может быть очень высоким, следовательно и трап тоже имеет изрядную длину.
И на таких пароходах зачастую есть лебёдки, на которые и намотан трап.
Причём, лебёдки ещё и могут двигаться вдоль борта судна.
Зачем? Ну, трапы довольные тяжёлые, и таскать их, и вооружать то ещё удовольствие. К тому же есть ограничения по подъёму тяжестей вручную. (Ну, настоящим-то мужикам это не помеха. Правда, мужики с сорванными спинами?)

А, что делать, если высота борта такая, что не хватает одного шторм-трапа?
А вот тогда и делают комбинацию парадного и шторм-трапа, и называется эта комбинация, уж простите за... комбинированный трап)
И комбинацию эту затевают не только причине нехватки длины шторм-трапа, а так предписано правилами.

Наглядно эти правила выглядят так: (кликабельно)



На этой картинке вообще, весь набор требований к высадке/посадке лоцмана с пароходной стороны.

Вот вам и правило "9" метров.
И если высота борта равна или превышает 9 метров, трап будет находится именно в районе маркировки.
А когда судно в грузу, то маркировку может быть и не видно.
Почему? Потому, что высадку/приём лоцмана могут вести немного в другом месте. Практически там же, где вооружают комбинированный трап, но немного в корму.
Вот для этого лебёдка и может кататься вдоль борта.

А теперь. Теперь я войду в противоречие сам себе.
Вообще, вид трапа заказывает лоцман.
Так, что может быть комбинированный трап и при высоте меньше девяти метров.
А ещё, ещё... маркировки может не быть совсем. И такое бывает.
С чем это связано, сказать точно не могу, но отсутствие маркировки видел в основном у контейнеровозов. Может, забегающие навигаторы пояснят.

А теперь - слайды.

Место высадки/посадки лоцмана чётко отмаркировано.



Здесь шторм-трап укойлан, накрыт чехлом. Никаких лебёдок.
Танкер на 50 000 тонн.



1. Шторм-трап.
2, 3, 4 - места высадки/посадки лоцмана. Чем ближе к парадному трапу, тем больше высота надводного борта.

А вот уже танкер-афрамакс, или на 104 000 тонн.
Высота борта уже выше, поэтому специальные лебёдки стоят.
Гаваии, Гонолулу, приём лоцмана.



Чуть ближе. В белом комбезе - вахтенный помощник.
В оранжевом - матрос.
Крендель в шортиках - какой-то береговой.
Видно, как с лебёдки трап уходит за борт.
А вот когда делается комбинированный трап, лебёдку перемещают в нос. Вот примерно туда, где крендель в шортах стоит.



Лебёдки с обоих бортов.
А на пейзажике - Гонолулу и Даймонд Хэд.
На фото все шторм-трапы смотаны на лебёдки, вооружён парадный трап.



А вот герой заглавной фото.
Комбинированный трап вооружён. Видите, куда он выходит?
Всё увеличительно.






Комбинированный трап на балкере.



Кстати, на некоторых типах судов может быть и два парадных трапа с одного борта. То, есть, всего - четыре.
Как правило, это контейнеровозы и балкеры.
Контейнеровоз компании Maersk.
Да, и Маерск не любит рисовать марку лоцманскую.



В отличии от танкеров, контейнеровозы могут себе позволить такую роскошь, как лацпорт.
То, есть лоцману никуда и карабкаться не надо, напрямую в борт заходит.
Но марка есть.
Евергрины, особая скотина, ни с кем не спутаешь.
И, фирменная фишка, шторм-трапы всегда на лебёдках.






Отличное решение. Трап на лебёдке и лацпорт.



Суда компании Евергрин никогда ни с кем не спутаешь.
Особенности архитектуры, присущие только им. Хотя строят они свои суда в Ю.Корее, но по своим проектам. И надо сказать, весьма удачным. Загадка в другом, почему эти проекты отвергают другие?

Танкер класса ULCC в Токийском заливе.
Комбинированный трап.
Можно разглядеть человечков-козявок на нижней площадке трапа, и оценить масштабы.



Марка на газовозе.
Обратите внимание на выгородки в борту под надписью TUG. Там же и биттинги для крепления буксирных концов. Это, чтобы буксирные концы на борт не подавать. Подошёл буксир, сам себе привязался, сам себе отвязался...



Вот, примерно так.
Понимаю, что особой ясности не внёс, но хотя бы чуть-чуть.
По каждому судну, по каждому классу судов, всё индивидуально. Рассмотреть всё, просто не реально.
Вот один из героев последних постов.
Посмотрите, где у него эта марка. И трап.Что один, что другой.
Разместить в корме не получилось из-за соображений безопасности, как раз там резревуары с СПГ.



Да, и... этот пост не рассматривал полное применение шторм-трапов и просто трапов.
Там тема намного глубже и ширше.

Бонус.
Нашёл на просторах инета один из своих пароходиков.
Тоже, Токийский залив.
Необычно заниженная надстройка для этого класса. Но зато ножки не уставали, когда домой с работы шёл) Хотя был и лифт.









старый мазай распизделся в сарае, старый мазай растрынделся в сарае, взгрустнулось, жизнь корабляцкая, история

Up