Часть № 3.
Начало -
https://gruppman.livejournal.com/240545.htmlПродолжение -
https://gruppman.livejournal.com/240797.html Вот в этой части как раз и пойдут те самые взаимоисключающие параграфы, о которых я предупреждал в первой части. Одномоментно и "да", и "нет".
Но по традиции, небольшое пояснительное отступление, чтобы легче было понять все эти "да" и "нет".
Стараниями писателей руками и прочих режиссёров как-то вот вывели новую породу людей. Моряков.
Эта новая порода всегда борется с чем-то, постоянно испытывает себя для чего-то, чего-то там ищет в себе. Ну, и, конечно же, всевозможные штампы - морская дружба, третье моё плечо и прочее.
На самом деле - нет. Немного не так.
Не работают в море какие-то особенные люди, не выведена эта порода специально, не применяли какие-то особенные материалы и средства при изготовлении чилавков-моряков.
Пароход это обычная производственная единица. Вот как цех на фабрике-заводе.
И люди работающие в этом цеху, точно такие же, как и везде.
Есть рубаха-парни, есть жлобы, всё как у всех, и как везде.
Небольшие различия, конечно же есть.
На заводе, например, после смены никто не остаётся, уходят домой. На пароходе такой фокус не проходит, ты остаёшься на работе.
Заводской цех не попадает в шторм и его не качает.
Ну, и соответсвенно, работающих в цеху намного больше, чем на судне.
Вот такие различия и вносят свою специфику на рабочие и другие взаимотношения работающих в море.
Тебе некуда деваться с железной коробки.Тебя могут сдёрнуть с кровати в моменты твоего отдыха. Ты не принадлежишь сам себе на этой железной коробке.
И пусть ты сам "чувак-что-надо", но тебе дали работу или задание, а в напарники определили эталонного жлоба. И вы сделаете эту работу. И в процессе выполнения жлоб не перекуётся в клёвого парня, вот как во всяких фильмах. И не подружитесь вы с ним, как показывают в тех же фильмах.
На море просто вся сущность вскрывается быстрее, чем в заводском цеху.
Вообще, взаимоотношения на судне, это отдельная и очень большая тема.
Там можно скорешиться с кем-либо на всю жизнь, причём примеры из жизни бывают настолько заковыристы и неожиданны, например, старпом и моторист, где у них общее?...однако же, в жизни я и не такое встречал. А можно и врага на всю оставшуюся жизнь найти. Примеров тоже, больше, чем достаточно.
Иногда попадаешь в экипаж, где мудак сидит на мудаке, и просто диву даёшься - это результат целенаправленной селекции или оно так само собой получилось?
А иногда попадаешь в экипаж, в которм шесть месяцев пулей пролетают, и уходить не хочется.
Но так редко бывает, в основном же, всё умеренно разбавленно и всё уравновешенно.
И пояснение номер два.
Я уже как-то писал об этом.
Судовая роль.
Так называется список экипажа.
Точность названия - судовая роль - вот, что поражает.
Какая роль тебе выпала в этом передвижном дурдоме, цирке, театре?
В сторону образование, диплом, опыт.
Смотрим на роль.
Вот Иван Иваныч Иванов. По роли он капитан.
И роль он исполняет хорошо. Он отличный судоводитель, он опытный руководитель.
А вот в обычной жизни у Иван Иваныча не всё так гладко, как по роли.
Иван Иваныч любит прибухнуть и приволокнуться за прекрасным полом.
Ну, а, что такого? Иван Иваныч человек тоже, как и все. Со своими достоинствами и недостатками.
Только вот другой капитан, Пётр Петрович, например, может держать свои желания в узде, так сказать, а Иван Иваныч - нет.
И так по всей судовой роли, от номера один и до последнего в списке.
К чему все эти пояснения?
Только к тому, чтобы было понятно, что на море работают обычные люди со своими желалками и хотелками. Что там, как и везде, есть свой процент обычных человеков, есть свой процент бабников, любителей выпить и прочего.
Что в море, впрочем, как и везде, приходится наступать на горло своей песне, обрезать свои желания... ну, и по списку.
Ну, а ещё и к тому, что тётки на пароходе, это точно такие же люди.
С точно такой же ролью, как и у всех.
По роли она "буфетчик", а вот, что за ролью... тут уже становится намного веселее и неожиданнее.
Легенды.
Да, в пароходские мифы и легенды попадали не только капитаны, стармехи и остальные. Тётки тоже вписывались в легенду, тоже иной раз чудили на твёрдую пятёрочку.
Уж где-где, а в пароходствах особой текучки не было. Устроился, держись зубами и работай.
Перемещения моряков внутри пароходства были, кто-то уходил в другой ХЭГС (хозяйственно эксплуатационная группа судов), кто-то переходил вообще в другое управление (например, пассажирского флота)... в общем, перемешивалось это варево. И, на "пяти углах" на сухогрузах, в курилках танкеров, вновь прибывшие рассказывали о своих прошлых пароходах, им, в свою очередь, рассказывали о местной жизни. Так и ползло потихоньку.
И ты в глаза не видывал легендарную Галю-Пулю, но о неё очень и очень наслышан. А в один прекрасный день приходишь на завтрак, или на обед, а тебе со смешком говорят - Слышал? К нам Галя-Пуля идёт.
И по приходу в порт ты видишь поднимающуюся по трапу весьма стройную девицу, тащащую за собой огромный чемодан. Ловишь себя на мысли - а, ведь недурна девка то - сглатываешь слюну.
А через полчаса уже случается первый скандал, где Галя требует себе каюту на солнечной стороне с видом на море, и, что она не нанималась убирать за скотами матросами и за не меньшими скотами командирами. И вообще, здесь все скоты.
Так и начинается твоя работа с Галей по прозвищу Пуля.
Все забиты и построены. У старпома и боцмана затравленные взгляды. Капитан лишний раз не выходит из каюты. Матросики замолкают только при одном её появлении в курилке и столовой.
А Галя радуется жизни, весь пароход она подчинила под себя. Она ходит в спортзал, тягает штангу (да-да), всё у неё хорошо. Другие тётки тоже в стороне от неё. И даже если они раньше привычно собачились между собой, то теперь они в одной команде.
А на Новый год в рейсе приключается ЧП. Третий помощник делает замечание слегка выпившей Гале, в ответ получает маршрут, по которому ему надо проследовать, решает не спускать этого зарвавшейся девице, делает ещё одно замечание... и вот на это замечание отхватывает замечательную звиздюлину под глаз.
"Ах ты ж... " - шипит трифон, и пытается дать ответку. Но куда там. Галя не только штангу тягает. Галя ещё и перчатки надевает и лупит грушу. Причём, замечательно лупит. И на свою ответку трифон получает классическую "двойку" - левой установили дистанцию, а правой - убойный удар в челюсть. Нокдаун полный.
И до Старого нового года у трифона под глазом висит красивый бланш.
И почему то всё это сходит Гале с рук.
А ты, уже на новом пароходе, в свою очередь, рассказываешь эту историю, ещё более глубже прописывая Галю-Пулю в легенду.
Третий помощник дослужился до капитана. И, когда ты снова с ним работаешь, и слушаешь его истории, в которых он рисует себя очень лихим и опасным парнем, ты вспоминаешь новогоднюю веселуху, кривишься в ухмылке, и киваешь - ну, а то ж, лихой ты парень, Витя.
Галя-Пуля, Галя-Чемодан, Лена-Катастрофа, Валька - ГВП-600( от Генератор Водно-Пенный), Вилька-Прапорщик (реально прапорщик, выйдя на пенсию по выслуге, хрен её понёс за романтикой в море. То, что мы начали питаться тут же по армейским правилам, я даже и писать не буду. Всё по норме, и никаких. Только команды не было - Сесть. Приступить к приёму пищи), Ирка-Чума...
Сколько их было. Сколько всего было.
И надетая на голову боцмана кастрюля с борщом, в ответ на замечание - это не борщ.Это суп с капустой!
И разодранный в клочья парадный кителёк капитана, в ответ на замечание на качество уборки.
"Дома! Жене указывать будете! А мне не фиг тут! Ишь, нашлись, командиры!"
Самое, что удивительно, все эти фокусы сходили с рук женщинам. Характеристики писались хорошие, по треугольнику тоже подписывались без проблем.
Без женщин-легенд судовая жизнь была бы пресной. Но и такие специи... я не хочу.
Можете считать меня скотиной, но я делал всё, что от меня зависело, чтобы такие "легенды" в экипажах, да и вообще, на флоте, не задерживались.
Но легенды это не обязательно негатив.
Есть легенды исключительно позитивного характера.
Я, при открытии своего журнала, установил себе правило, не упоминать фамилии.
Иногда эта установка мешает, но, что уж теперь.
Так вот... живёт до сих пор легенда по имени Людмила. У неё не было прозвища. Повар.
Она готовила... как Бог,да?
Но дело даже не в этом. Она за неделю изучала все пристрастия экипажа. Тому, кто не любит печень, на замену жарился шницель или котлета. Мелочь? Ха-ха, именно из таких мелочей и складывается то, что называется экипаж. Не в формальном смысле, а в настоящем.
Мама ж дорогая, какая это была женщина!
Нет, не только как женщина, хотя, поверьте, там и с этим делом было всё в порядке.
"Люд, мы тут немного сообразили...дай чего закусить"
И Люда даст. Даст так, что иной раз задумаешься - блин, стоит ли из-за поллитры так напрягать человека.
Как она всё успевала - не знаю. Но под закусь она могла и пельменей слепить, и роллов накатать. Единственно, она всегда хотела знать точный списочный состав собутыльников. Чтобы каждый не ушёл обделённым. Если нас было больше четырёх - курица запекалась обязательно.
И этот сервис распространялся не только на командиров. На всех!
И, я думаю, говорить про то, что и её просьбы исполнялись тут же и по высшему классу, даже и не стоит.
Про Людмилу можно написать целый пост.
Спасибо тебе,Люда.
Стая.
Сейчас я, наверное, вызову приступ ненависти к себе, но всё таки хочу процитировать старый анекдот.
Собаки - умные и добрые животные. Но собрание их коллектива почему-то называется сворой.
Товарищи, он меня сукой обозвал!
Да. По одиночке каждая из тёток вполне себе вменяемые и адекватные. Но как только собирается их больше трёх...
Это война. Большая война. Война, где каждый за себя, и все против всех.
Давным-давно я вывел для себя закон , который можно назвать "законом непарности".
Две тётки на судне - тишина и порядок.
Три тётки - бардак и скандалы.
Бьются за всё и по любому поводу - ревность, зависть, обида (причём обида может вырасти на абсолютно ровном месте). Да и просто... не с той ноги встала.
Но, как ни парадоксально, даже в такой стае находится та, которая возглавляет эту стаю. Пока они грызутся между собой, ты можешь выдыхать спокойно и даже пробегать мимо. Но горе тебе, если на тебя обратит внимание предводитель стаи.
Всё.
Съедят.
Разорвут и схавают.
И водкой запьют.(с).
Я - девочка, мне можно.
Или, ахтунг - принцесса на борту.
А вот в этом разделе я просто исхожу злобой, шипмя шиплю и всячески щёлкаю хвостом.
Это самый страшный тип тётки, который себе можно только представить.
Как правило, они очень миловидны, даже красивы, и прекрасно об этом знают.
И на этом знании они и пытаются выкроить своё место под солнцем.
А кроме знания, ещё и уверенность в том, что ты им обязан. Почему? А хрен его знает, но обязан.
Это невинно хлопающие реснички в ответ на вопрос - зачем ты так делаешь?
Это слёзки в продолжении ответа на всё тот же вопрос.
Эти тётки просекают иерархическую структуру судна сразу же, и очень умело пользуются этим знанием.
Ну, а ... как уже известно, в руководстве работают обычные люди, со своими слабостями и ... всё.
Хотелки и желалки принцесски могут стать основным и главным принципом управления пароходом.
Нет, в коммерческом и навигационном плане никаких изменений, а вот во внутренней службе, тут, да. Акценты несколько смещаются.
Катастрофически мало людей, не только во флоте, а вообще, которые могут не мешать личное и рабочее.
Издевательства над женщинами.
Ну, что сказать? Имело и имеет место быть.
Только не над женщинами вообще. Подначки и розыгрыши на флоте были всегда.
И диапазон очень широк - от невинного до очень злого.
Как правило, все подначки применяют к новичкам, и, собственно имеют одно направление - помочь новичку на судне (новичок не на конкретном судне, а на флоте вообще) быстрее изучить матчасть.
Отсюда и растут все эти ноги - на клотик за чаем, ключ для прокрутки ватерлинии, и прочее. Так и изучают судно, и иногда это действеннее, чем просто рассказ.
Основная задача новичка - с юмором оценить подначку и грамотно отреагировать. Да, мы все разные. Есть очень обидчивые. Ну, а на обиженных будут воду возить с бака на корму. И розыгрыши и подначки будут злее и обиднее.
С женщинами всё сложнее.
Ну, как? Как объяснить, что она не феечка, не принцесса, не золушка, а такой же рядовой член экипажа, как и все? Что у неё точно такие же обязанности , что по тревоге, что в обычной жизни, как и у всех? Что она должна уметь, так же, как и все спустить шлюпку на воду, сбросить плот за борт?
Ну, ладно, пусть их в экипаже две-три.... ну, а если, как сейчас пропихивают идею, их половина экипажа? Ой, понесло...
Да, подначивали. И ходили тётки кормить брашпиля на бак. И в открытом океане готовили "колбасную" тарелку для лоцманов, которую сжирала вахта второго помощника.
И, в основном и целом, я против того, чтобы женщины работали на судне.
Несмотря на то, что в том же,в общем и целом, я положительно отношусь к ним.
На этом третья часть заканчивается, и последует окончательная часть.
Самая трудная.
Там и придётся немного вынести сор из избы, запачкать некоторые белые кителёчки (да-да, товарищи капитаны, достанется немного вам.)
P.S. Не то, не то, не то... вот прямо вижу, не то и не так.
Но чуть позже, когда всё отпечатаю... отредактирую и выдам более связно.