Две судоходные компании - французская CMA CGM и итальянская MSC - заказали серию судов-контейнеровозов вместимостью 22 000 TEU каждое судно. И на момент выхода первого судна из этих серий это будут самые большие контейнеровозы в мире.
Ну, а есть ли предел вместимости? Когда ждать контейнеровозы на 25 000? 30 000? Увидим ли их вообще?
Консалтинговая контора McKinsey Consulting Group опубликовала доклад "Контейнерные перевозки.Следующие 50 лет", в котором пыталась предугадать развитие контейнерных перевозок морем. И вот там они вполне себе предсказывают появление контейнеровозов на 50 000 контейнеров к 2067 году.
Доклад можно прочитать здесь - вернее, скачать. Он в формате PDF.
Ссылка -
https://www.mckinsey.com/industries/travel-transport-and-logistics/our-insights/how-container-shipping-could-reinvent-itself-for-the-digital-age?cid=soc-web Но вот один шибко грамотный дядька, Tom Bebbington, большой спец в контейнерной логистике, выпустил несколько статей, в которых, опираясь на доклад от МакКинзи, тоже пытается предугадать будущее. Даже не пытается предугадать, а рассматривает проблемы, которые появятся с появлением таких гигантов.
В конце поста я выложу ссылки на эти статьи Тома Беббингтона, кто желает, тот сходит и посмотрит сам.
(Там вообще, весь сайт интересный. Сама вся тема связанная с контейнерами, их логистикой, хитросплетениями - прямо увлекательнейший детектив. Да, для тех, кто в теме, это может и не интересно, рутина же, но для меня, так очень).
А здесь же я попробую тиснуть самые вкусные кусочки из этих статей.
Так вот, Том Беббингтон предсказывает появление судов на 50 000 коробок намного раньше, чем в 2067 году.
Чисто постройка такого гиганта, с технической стороны, особых затруднений не вызовет.
Удлинить, расширить и увысотить - вот три условия, и готово, получайте нового Левиафана.
Что мешает в данный момент склепать такого монстра?
Тоже три условия, вернее, три помехи:
1.Терминалы и их инфраструктура.
2.Ограничения по осадке судна.
3.Ограничения по длине судна.
И каждая из этих помех пересекается с другой, смешиваясь между собой, и выдаёт в свет уже не одну проблему, а целый коктейль из проблем.
Знаете, почему сейчас ограничена длина контейнеровозов? Почему вот 399, 9 метра, а не 410 метров, например?
Плата за терминал.Потому, что если судно вылезет за предел 400 метров, придётся платить за следующие 100 метров причала. И, тогда, чтобы уж платить, то уже по максимуму, а хотя бы за 450 метров судна.
Но тут возникает следующая проблема. Просто удлинить судно нельзя. Если оставить ширину судна, и пойти только на удлинение, будет то, что называется - скручивание судна. С этим столкнулись при строительстве судов класса Classic Panamax. Соотношение длина-ширина у них было 9:1. И удерживали судно от скручивания тщательно продуманными грузовыми планами и системой водного балласта.
Ну, так в чём проблема то? Удлинили, значит и расширили. Ну, и тут же следом увеличилась осадка. А увеличение осадки уже не даст пройти Суэцким каналом, например. Не влезешь в Малаккский пролив.
И против ширины уже начинает работать инфраструктура терминала. Современные краны для разгрузки контейнеров не смогут обработать всё судно от борта до борта.Придётся разворачивать судно, а это дополнительные издержки.
Краны, кстати, вы тоже не можете удлинять и подымать в высоту до бесконечности. Предел есть у всего.
Вот так сейчас выглядит кран и судно. Судно в этих пределах 18000 - 21000 ящиков.
Проблемы с видимостью у крановщика
Прорыв по увеличению грузовместимости контейнеровозов прошёл весьма стремительно.
Наглядная картинка.
И увеличение размеров судна вызывает вооот такую проблемку - невозможность разгрузки судна с одного борта.
Выделенные цветом контейнеры разгрузить нельзя, кран их не возьмёт.
И это ещё не всё.
Вот так примерно выглядит типичный терминал сегодня. Да, краны могут передвигаться вдоль борт судна. Но не следует ожидать от них особенной прыти.
Контейнеры для разных адресатов разбиты по цветам.
И, вот, у вас всё настроено и работает. И появляется мега-судно:
А вот сравнительные размеры судов на 10000, 18000 и 50000 ящиков.
И складывается впечатление, что всё очень, очень плохо.
Не удлинишь, не расширишь, не взвысотишь, не утопишь, не разгрузишь.
Но Том не унывает, а делает предположения.
По идее Тома, контейнерные терминалы для таких гигантов следует строить в оффшорных зонах. Не в тех зонах, где бабло отмывают, а именно на удалении от берега, на глубинах, на которых могут работать гиганты. На терминал ящики доставляют обычные фидеры.
Также Том предлагает рассмотреть проект причала модульной конструкции. Терминал плавучий, и его можно изменять и подгонять под размеры обслуживаемого судна.
Так же, такой терминал позволяет обрабатывать судно сразу с двух бортов.
Автор также ссылается на опыт Амстердама. Там давно уже был построен терминал, на котором судно обрабатывали сразу с двух бортов. Но никто не мог предсказать резкое увеличение размеров судов. Суда попросту не входили в бассейн терминала, и он был закрыт.
Ещё одно решение, уже по погрузке/разгрузке. Постройка специальных кранов, которые сцепляясь стрелами, образуют козловый кран. Для простых судов, такой кран работает как обычно.
И, конечно же, автоматика, автоматика, автоматика.
Компьютеры, компьютеры, компьютеры.
Роботы, роботы, роботы.
Убить всех человеков.
Но в конце концов, автор всё таки задаёт вопрос - А нужно ли всё это?
И говорит, что существует множество практических и коммерческих причин не идти по этому пути.
Вот эта статья - Должны ли мы пойти по этому пути? -
https://www.container-logic.com/single-post/2017/11/03/Should-we-go-down-this-path Ссылки:
50,000 TEU coming your way... -
https://www.container-logic.com/single-post/2017/10/25/50000-TEU-coming-your-way Ссылка на сайт: -
https://www.container-logic.com/