Jan 08, 2011 16:03
27 ноября 2010 года на Международной научно-практической конференции «Молодёжь - Культура - Политика: историческая память и цивилизационный выбор», в секции Молодёжь и искусство XX - XXI веков» был представлен доклад Михаила Тренихина «Опыт изучения искусства XX века. Камерная лирика в московской живописи 1930-х годов (Группа Пяти)».
Конференция была проведена в стенах Философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4).
Организаторами выступили:
- кафедра философии, политики и права философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова;
- Государственная академия славянской культуры;
- кафедра философии МГИМО.
Тренихин Михаил,
студент 5 курса ф-та художественной культуры, специальность теория и история изобразительного искусства.
«Опыт изучения искусства XX века.
Камерная лирика в московской живописи 1930-х годов
(Группа пяти»).
Тема моего доклада будет посвящена искусству XX века. И хотя сейчас на дворе век XXI, изучение искусства прошлого столетия очень актуально. На процесс художественного творчества можно взглянуть по-новому. Открываются новые грани.
В СССР характерной чертой 1930-х годов была сложность и противоречивость процессов, происходящих в художественной жизни, сталкивание и противоборство в ней различных течений.
В искусстве 1930-х годов начинают усиливаться моменты официозности, парадности. Утрачивались человеческие настроения, эксперементализм, активные поиски, характерные для искусства 1920-х годов, появлялось всё больше бравурности.
Среди формирующейся идеологии наблюдается творческое размежевание художников. Особняком от тенденций парадности и натурализма находится творчество художников, тяготеющих к высокому романтическому синтезу (В. Мухина, И. Шадр, П. Корин).
Но нас в первую очередь интересует творческая оппозиция официозу в различных ипостасях камерного искусства в живописи и графике.
«Качество камерного реализма, которому в определённых случаях удаётся заявить о себе в советском контексте вопреки социалистической доминанте, обнаруживается не в броских эффектах, а скорее в полутонах, оттенках, намёках цвета, линии. Также - в энергии авторского пространственно-пластического претворения избранного мотива».
У ряда художников не исчезла способность радоваться жизни, оставаться чувствующими, иногда подавленными, растерянными, иногда - отделившимися от толпы - словом, не такими, какими призывали быть официальные рупоры пропаганды, а живыми и настоящими. Сохранялись искренние чувства.
Здесь уместно вспомнить про творчество членов группы «13». Это была одна из многочисленных группировок, выставочных объединений, обществ, которые существовали одновременно, сменяя друг друга на всём протяжении 1920-х годов.
Лирическая живопись Александра Древина, Надежды Удальцовой, Михаила Соколова, Романа Семашкевича, Антонины Софроновой, Бориса Рыбченкова, Татьяны Мавриной - это творчество художников, в котором преобладала ценность индивидуального, личного восприятия. Основные жанры этой живописной линии - натюрморты, портреты близких людей, интерьеры с фигурами, пейзажи.
Работы большинства участников группы «13» характеризуются свободной, эскизной манерой (критика ругала их за «торопливость»), тонким уверенным вкусом, артистизмом. Многие представители группы - выходцы объединения «Рост»: сёстры Кашины, Т. А. Лебедева (Маврина), Л. Зевин и др. Они были выпускниками Вхутемаса, учениками Р. Р. Фалька, А. В. Шевченко.
«Авторы этих скромных картин имеют смелость и дар утверждать поэзию человеческого существования. Глубоко интимный поэтический мир живёт в уникальном качестве цвета и тона, прихотливо свободном «танце» кисти, ни на минуту не утруждающей себя натуралистическим описанием».
Диапазон искания стиля и эмоциональных интонаций в группе был достаточно широк. Например, в отельных работах А. Ф. Софроновой видна грань лиризма - неуютный сумрачный лирический мир города. Работы Т. А. Мавриной в массе своей сочные, жизнеутверждающие, сделанные с любовью и с юмором по отношению к изображаемым моделям. Есть в этих работах что-то детское, сознательно примитивистское.
Подобное творчество не было прямой борьбой с идеологией. Художники, которым были чужды новые навязываемые идеалы, отмежевывались, уходили в тень, не теряя при этом своеобразия. Ограничивая мотивы своего творчества, избегая официоза, вели поиски художественного языка, сохраняющего искренность творческого высказывания.
В середине 1930-х годов появилась ещё одна группа, не столь обширная по составу, но представляющая интерес. Речь идёт об объединении «Группы пяти».
Это - пятеро друзей: Лев Ильич Аронов (1909 - 1972), Михаил Владимирович Добросердов (1906 - 1986), Лев Яковлевич Зевин (1904 - 1942), Абрам Израилевич Пейсахович (1905 - 1983) и Арон Иосифович Ржезников (1898 - 1943).
Искусствовед О. М. Бескин подмечал: «Они непримиримы в отстаивании принципиальных положений своего творчества <…> Путь таких художников иногда ясен и правилен, иногда ещё туманен и противоречив, но всегда полон творческого горения, на каждом своём этапе одухотворён идейными и художественными задачами, над решением которых они бьются».
Осенью 1940 года прошла выставка художников «Группы пяти». В самом центре Москвы - в Московском товариществе художников на Кузнецком мосту.
«Групповые выставки в МОСХе были задуманы, чтобы дать возможность проявиться с полной свободой существующим в нем творческим течениям, но пока что мы знаем одну только групповую выставку, которая на самом деле имела известное принципиальное обоснование, позволяющее характеризовать работы ее участников как выражение определенного течения. Мы говорим о выставке пяти живописцев: Л. И. Аронова, М. В. Добросердова, Л. Я. Зевина, А. И. Пейсаховича и А. И. Ржезникова» - писал в 1940 Н. М. Щёкотов.
«Процессу созревания художественного образа в душевном роднике они придают исключительное значение. В силу этого они рассчитывают на зрителя, который познаёт художественное произведение не столько извне - глазом, сколько изнутри - сердцем. Эмоциональное начало выдвигается в их работах на первый план, и, поскольку колорит, является, как известно, особенно сильным выразителем эмоций, он служит главным средством в их руках для создания художественного образа» - писал искусствовед Н. М. Щёкотов в рецензии на выставку 1940 года Для их творчества характерна линия камерной лирики. Чувствуется в нём борьба за сохранение своей специфики, качества творческой самодостаточности, поэтическое проникновение в окружающую жизнь. Они - деликатные художники, сохраняющие свою искренность.
Домашний уют и близкие для них - непревзойдённая ценность. Качества камерности и интимности ощущаются в их работах. Часто это - тема человека в интерьере, мир домашний.
Конечно, творчество Группы Пяти и художников их круга требует изучения. Но уже сейчас появляются интересные вопросы, ответы на которые хочется получить в ходе исследования.
Отмечу, что во время войны были убиты Лев Зевин и Арон Ржезников. Это драма. Но мы говорим о периоде 1930-х годов и за этот короткий срок были созданы артистические, вдохновлённые, взволнованные вещи. Работы, которые и сегодня удивительно трогают и поражают своей искренностью и открытостью.
К сожалению, как мы показали, многие хорошие живописцы, искусство которых было эмоциональным и тонким, с ярко выраженным лирическим началом и артистизмом, оказались невостребованными в ту пору и надолго забытыми. Изучение этого творческого наследия, и, в частности, Группы пяти, является не только важной искусствоведческой задачей, но и задачей моральной.
Михаил Тренихин,
Группа пяти,
Лев Зевин,
Арон Ржезников,
Михаил Добросердов,
Лев Аронов,
Абрам Пейсахович