Узбекистан. Нукус. Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого. май 2012. Часть 2

Feb 10, 2013 16:15

В первой части рассказа о нашей поездке в Узбекистан и особенно о посещении музея имени Савицкого в Нукусе мы рассказывали о начале нашего путешествия, о том, что в Нукус из Москвы попасть очень легко, ничего страшного, были фотографии улиц, "музейной гостиницы", Музея снаружи. Так получилось, что мы сфотографировали все стены Музея. Мы в Узбекистане - обычные туристы из Москвы, не искусствведы, не специалисты, но люди, очень интересующиеся русским (советским) искусством 1920-х - 1930-х, даже немного "повернутые" на этой теме. Конечно имена и работы Соколова, Софроновой, Шевченко, Истомина, Никритина и т.д. для нас очень много значат, это предметы поклонения и обожания конечно. В первой части этой истории мы опубликовали фотографии стен экспозиции Волкова, Тансыкбаева, Карахана, самого Савицкого и некоторых других, в этой части мы идем по Музею дальше, к сожалению, теперь, почти через год после поездки, когда руки дошли наконец сделать этот маленький отчет, трудно вспомнить расположение залов. На втором этаже Музея, на котором представлена постоянная экспозиция смоветских 1920-х - 1930-х, залы, стенды расположены по кругу, отдельно графика, отдельно живопись, во всем есть логика и смысл, но сейчас к сожалению, трудно это все восстановить, даже имея все фотографии. Смотрим дальше:

Витрина с работами Александра Васильевича Николаева, к сожалению из-за стекла фотографии не получились, но работы - одни из лучших в Музее, огромное впечатление!







-



Вокруг витрины Николаева - работы Виктора Ивановича Уфимцева и Елены Людвиговны Коровай. Уфимцев с 1923 года жил в Узбекистане, умер в Ташкенте в 1964. В Москве сейчас он - относительно известный художник в том числе благодаря выставке в галерее Галеев и альбому, изданному этой замечательной галереей. Елена Коровай - член объединения "Мастера нового Востока", жила в Узбекистане с 1923 по 1947 год, на стене ее работа "Бухарские розовые женщины. Утро", как и работы Волкова, Курзина и Уфимцева - символ, такой шедевр творчества художников, живших в Узбекистане в 1920-1930е. Может быть из-за сильного впечатления от маленьких драгоценных работ Николаева, может быть из-за очень плотной развески живопись Коровай и Уфимцева не показались мне лично такими... какими я их ждал, может быть после залов Волкова я уже устал от восточных мотивов этих абсолютно русских, западных художников. Надо обязательно поехать в Музей еще раз и посмотреть внимательней... Уверен, на выставке в Москве это были бы лучшие работы из собрания Музея...


-







-



-




Надежда Васильевна Кашина. Это гениальный художник. Я буду вспоминать Узбекистан таким, каким я увидел его на стене в Нукусе - волной счастья, открытости, смелости картин Кашиной. Это такой "небесный Узбекистан", такой, каким он может быть был в конце 1920-х, а может быть это все было только внутри этой девушки.







-



Михаил Иванович Курзин. Еще один из русских переселенцев в Узбекистане 1920-х. Очень пострадал во время репрессий, в Музее его работы особенно выделяют, в фильме "Desert of forbidden art" Курзин основной автор, как бы представитель, голос своей плеяды. Мне лично в Музее очень понравилась его графика, живопись оставила тягостное впечатление безусловно очень талантливого художника, но не все его работы были мне близки.



-










-



-



-



-




В книге Ольги Осиповны Ройтенберг "Неужели кто-то вспомнит что мы были" довольно много репродукций художницы Валентины Петровны Марковой. Мне они никогда не нравились, ну что поделать?! Когда мы попали в Музей, Маркова оказалась одним из главных моих открытий. У нее в картинах есть такой удивительный золотой свет и тонкость, это сразу видно "вживую", на репродукциях этого я не видел. Маркова - таже компания, что и Коровай, и Курзин, тоже член объединения "Мастера нового Востока", она мне теперь нравится гораздо больше остальных. Душераздирающая история ее жизни (ну например , несколько фотографий из книги Ройтенберг, и, конечно, золотистые картины в Нукусе - это потрясающее открытие!



-












Тут Маркова - только справа, остальное ее учитель Курзин:




Здесь справа знаменитая работа Алексея Федоровича Подковырова "Басмач"




Алексей Владимирович Исупов (1889-1957) в 1915-1923 жил в этих краях, служил в армии, в 1926 эмигрировал в Италию. Эту работу "Восточное кафе" датируют 1914-1921 - почти всем временем пребывания художника в Туркестане. Как и почти про все работы в Музее - хочется написать "Какая красота!", но это, конечно, и так понятно...



Вот главный художник собрания Музея им Савицкого: Евгений Александрович Лысенко (1903-?) Из книги "Авангард, остановленный на бегу": "Приезжает в Ташкент в 1918 году, откуда - неизвестно. Работает проводником на железной дороге. Увлекается живописью, учится в художественной студии в Ташкенте. В 1919 году уезжает в Москву, где около двух лет занимается у А. Тышлера. В конце 1920-х годов Лысенко вернулся в Ташкент. Большая часть картин и рисунков художника погибла. (...) Произведения Евгения Лысенко были найдены И.В. Савицким в плачевном состоянии - без подрамников, сложенные много раз, как куски обычной ткани. По словам Савицкого, Лысенко долго и тяжело болел, был разбит параличем. Скончался он на руках у сестры где-то на Волге, куда был увезен ею." Это все, что известно об этом гениальном художнике. От него осталось только 4 или 6 работ, они все в Нукусе. Видимо из-за особенностей существования музеев в советское время Савитский был вынужден придумать искусствоведческую легенду, интерпретацию картин Лысенко как "предостережение, предчувствие бедствий, которые принесет миру фашизм". Эта интерпретация так и прилипла к картинам, о них так и рассказывают сегодня. Очевидно работы Лысенко имеют какой-то космический масштаб, все они очень важны для мирового порядка что ли, это чувствуется сразу. Если по репродукциям можно было сравнить стиль Лысенко с филоновским (по сложной структуре, переплетению сюжетов и форм и т.д.), то вживую Лысенко ни на кого не похож, это абсолютно самобытный художник, его работы - какие-то биологические, их структура - как структура листа или стебля травы. Вглядываясь в эту структуру, чувствуешь сложность и тонкость устройства мира, не имитацию жизни, а саму жизнь. Прямо в этих картинах, серьезно! У картин Лысенко мы встретили реставратора Музея - Альвину Шпаде, которую видели в американском фильме. Она много лет работала над картинами Лысенко, реставрировала их акварелью, для нее этот художник очень много значит, а сама Альвина показалась нам очень добрым, открытым человеком. Уверен, на такой работе не может быть других людей.







-





-


-



Алексей Федорович Подковыров (1889-1957). Этот стенд находится почти напротив работ Лысенко, никак с ними не пересекается, это художник совсем другого толка, но как удивительно и замечательно, как в букете что ли, видеть в одной экспозиции таких разных, непересекающихся художников! И так везде в Музее - все очень разные, и это огромное достоинство коллекции и времени, в котором создавались эти работы.



Моргунов Алексей Алексеевич (1884-1935). За углом экспозиция художников "Бубнового валета", а при входе в их зальчик стенд этого замечательного московского художника, тоже из "Бубнового валета", и из "Бытия", и из "Ослиного хвоста"...








Мазель Рувим Моисеевич (1890-1967) и Ульянов Николай Павлович (1875-1949). Мазель очень запоминается, портреты Ульянова я еле вспомнил, искал их в книгах. Оба художника жили после Туркестана в Москве, оба побывали за границей - в Италии и Германии, а я побежал дальше смотреть "Бубновый валет".







-





-



Художник Александр Васильевич Куприн. Как на параде.



Художник Осмёркин Александр Александрович.



Григорьев Николай Михайлович. Кажется, это не Бубновый валет, но неважно. Очень интересно



Художник Рождественский Василий Васильевич.



-


-


Вот менее наверное известный художник - Сергей Александрович Богданов, в том числе учился у Рождественского. У него в Музее целая стена, справа Осмеркин, Рождественский, Куприн, слева - Фальк. Но мне показалось, он ничем не уступает этим великим художникам, две большие картины с девушками - одни из моих любимых почему-то.



-


-


Небольшой очень красивый пейзаж Бурлюка:



остальное - художник Роберт Рафаилович Фальк.



-

Previous post Next post
Up