Латвия и Мальта: исторические параллели и перпендикуляры

Oct 12, 2019 10:07

В судьбе двух государств можно найти множество исторических параллелей. И то, и другое веками находилось под управлением крестоносцев. Местное население обеих стран в течение столетий пребывало в состоянии низших сословий и не имело государственности.

Крестоносцы Тевтонского ордена пришли на территорию будущей Латвии на рубеже XII и XIII веков. На Мальту тоже прибыли рыцари - госпитальеры, но позже, в XVI веке, когда ливонцы уже изнежились, ослабли и погрязли в роскоши и прочих пороках.

В то время, когда по Ливонии ходили армии Ивана Грозного, Стефана Батория, Эрика Шведского и Фредерика Датского, суровые рыцари Мальтийского ордена под руководством своего Великого Магистра Жана де ла Валетта выдержали Великую Осаду огромной армии султана Сулеймана Великолепного и положили конец распространению Оттоманской империи в Средиземноморье.




Ликвидация Ливонского ордена связана с секуляризацией и разделом земель между Швецией и Речью Посполитой с образованием вассального Курляндского герцогства. Конец правлению рыцарей Мальтийского ордена положил Наполеон. По пути в Египет он высадился на острове и походя захватил его. Гордые рыцари, сидевшие за неприступными, возводившимися в течение столетий фортификационными сооружениями, поспешно капитулировали.

В военном музее Валетты об этом событии пишут с нескрываемым сожалением и открыто называют его национальным позором.

В этом мы находим первое существенное отличие от латвийской официальной истории, в котором категория национального позора отсутствует как таковая. Даже служба в эсэсовских частях преподносится как доблесть и с карателей призывают брать пример.
Кстати, в связи с этим событием для меня было сюрпризом не обнаружить Павла I в галерее Великих Магистров. Последний правящий 71-й Великий магистр Ордена Фердинанд фон Гомпеш после изгнания передал знаки своего достоинства российскому монарху, но этот факт не запечатлён в экспозиции музея. Очевидно, потому что Павел I не был признан Папой Римским.

Правление французов было недолгим. После них пришли англичане и на полтора века превратили Мальту в свою колонию. Существует мнение, полностью соответствующее моим собственным наблюдениям, что англичане всегда были одними из худших колонизаторов.

Помимо присущего всем колонизаторам грабежа, французы, немцы и даже испанцы были в определённой мере культуртрегерами, приносившими в колонии свою культуру. У англичан это проявлялось в наименьшей степени. После себя они оставили колонии в худших условиях культурного развития, за исключением тех народов, у которых высокая культура существовала ещё до их прихода.

Примерно то же было и на Мальте. Англичане не сильно были обеспокоены состоянием местного населения. Мальтийским пастором Глюком, который лишь в конце XVIII века составил словарь и перевёл на мальтийский язык часть Нового Завета, был Микиль Антон Вассалли, сын мальтийского крестьянина, получивший образование в Риме.

Здесь следует сказать несколько слов о самом мальтийском языке - своеобразном причудливом сплаве арабского и итальянского с заимствованиями из других языков.

Долгое время языком знати и официальным были латынь и итальянский, а народ говорил на своём, мальтийском. С 1936 г. официальными языками Мальты являются мальтийский и английский. В конституции страны предусмотрена возможность объявления официальными и других языков. Все госучреждения обязаны коммуницировать с жителями на этих языках.

Необходимо отметить, что количество людей на планете, говорящих на мальтийском языке, в пять раз меньше, чем говорящих на латышском. При этом количество англоговорящих в мире более чем вдвое превышает количество русскоговорящих. Однако данная пропорция почему-то не требует от мальтийцев кампаний по «защите языка коренной нации», клятв в верности, ассимиляции детей и прочих преамбул.

Мальтийский язык слышен не только в отдалённых деревнях острова Гозо, но и на самых оживлённых туристических маршрутах и вечером на столичных променадах. Школы нацменьшинств тоже имеются, в том числе и русская в Марсаскале.

В языковом вопросе здесь следуют объективным потребностям населения, а не догмам правящего класса. С мальтийской колокольни языковая политика латвийского государства выглядит совершенной дикостью.

Но вернёмся к латвийско-мальтийским параллелям. В борьбе мальтийцев против колонизаторов было и своё «кровавое воскресенье» с расстрелом мирной демонстрации.




Тем не менее, выдающимся колонизаторам памятники никто не сносит.


Вторая мировая война по большому счёту была совершенно не нужна мальтийскому народу. Испытав страдания, бомбардировки, голод и блокаду, он мог бы сказать «мы были в стороне», «это не наша война» и даже «чума на оба ваших дома». Однако подача этого события в музейных экспозициях выдержана в стиле «мы тоже боролись против Гитлера».

Видимо, у мальтийцев присутствует не местечковое, а широкое понимание цельности исторического процесса. Понимание того, что не будь на острове английской военной базы, сюда пришли бы фашисты. Достойное место уделено рассказам о выживании простых мальтийцев в самые трудные годы войны.


Мальта обрела независимость в 1964 году. В противоположность Латвии свободная Мальта начала не вход, а выход из НАТО, в которой состояла, будучи британской колонией. К 1971 году офис НАТО на острове был закрыт, восемью годами позже последний британский солдат покинул её территорию. С тех пор страна придерживается политики нейтралитета, что только повышает её авторитет в мире. А вот в ЕС, следуя своим экономическим интересам, Мальта вступила в 2004 году.

Большую часть доходов в бюджет приносит, конечно, туризм и сфера обслуживания. «Где все люди?» - это не про Мальту.


Естественно, никаких истерик по поводу какой-то не понравившейся власти сети ресторанов или кафе здесь невозможно в принципе.


Но видно, что развитию промышленности и сельского хозяйства власти уделяют должное внимание. Иностранный капитал не только выкачивает из страны ресурсы, но и оставляет изрядную долю на месте.

Мальта - одна из немногих стран, где производят микрочипы. Люфтганза обслуживает здесь свои самолёты, многие компании используют судоремонтные заводы на острове, которые, кстати, остаются в государственной собственности. И, безусловно, как и на протяжении многих столетий, мальтийцы используют выгодное географическое положение своего острова.

На фото - новый транзитный контейнерный терминал в бухте Марсашлокк. На переднем плане - рыбоводческие садки для экспериментального выращивания тунца на деньги ЕС.


Конечно, как и в любом мире чистогана, есть на Мальте и свои скелеты в правительственном шкафу. Перед зданием Верховного суда возле монумента, посвящённого Великой осаде, выставлено требования расследования убийства местной журналистки. Она специализировалась на коррупционных делах и была взорвана в своей машине.


И всё же надо сказать, что социальные стандарты страны довольно высоки. Число жителей, живущих ниже официального уровня бедности, незначительно. Пенсионеры здесь освобождены от квартплат, налога на жильё и землю. Они не только совершенно бесплатно получают полное медицинское обслуживание и медикаменты, но и определённое количество средств личной гигиены.

Что ещё понравилось на Мальте, так это подчёркнуто уважительное отношение к человеку труда. В 1980 году на почётном месте возле столицы установлен памятник рабочим, восстанавливавшим Мальту после войны. Памятник весьма интересный, работы самого выдающегося местного скульптора Антона Агиуса. Ставила ли свободная Латвия памятники трудящимся? При попытке вспомнить на ум приходит лишь вандализированный памятник рабочим завода ВЭФ, павшим в годы Великой Отечественной войны.




Если уж зашёл разговор о памятниках, то в заключении напрашивается сравнение главных памятников страны, посвящённых обретению независимости. Художественный образ независимости в представлении мальтийцев - молодая, свободная женщина, устремлённая вперёд и ввысь, к светлому будущему. Увы, она производит разительный контраст с нашей Милдой - застывшей, напряжённой и понурой.




А также здесь: https://imhoclub.lv/ru/material/latvija_i_malta_istoricheskie_paralleli_i_perpendikuljari

политика, Курляндия, языкознание, Ливония, поездочки, город, исторический материализм

Previous post Next post
Up