Вчера после работы начал подновлять надписи.
А вот как это было 113 лет назад.
В полночь с 15 на 16 мая 1906 года рижская центральная тюрьма огласилась топотом и криками.
Рота солдат вошла в тюрьму для того, чтобы увести приговорённых к смертной казни восьмерых рижских революционеров-боевиков. Сами солдаты не знали, что им предстоит. Миссия была поручена 16 роте Малоярославского полка. Накануне солдатам поставили задачу обеспечить перевозку заключённых из одной тюрьмы в другую. Когда рота зашла под гулкие своды тюрьмы, все заключённые проснулись и принялись барабанить в двери и решётки. Послышались отдельные крики: «Товарищи, сопротивляйтесь! Не давайтесь в руки палачей! Мы вас поддержим! Лучше пасть в неравной борьбе, чем на месте казни, как скот, ведомый на убой!», а затем заключённые запели «Вы жертвою пали», «Марсельезу» и «Вихри враждебные». Солдаты поняли истинную задачу, которая им предстоит и смутились.
Смертники действительно начали оказывать сопротивление конвоирам. Наиболее ожесточённо сопротивлялся заключённый Бруно Мейерс. Будучи крупным, сильным мужчиной он, пользуясь теснотой камеры долго не давался в руки солдат, а одному из них даже откусил палец. Наконец его повалили на пол, связали и начали жестоко избивать.
Уже начинало светлеть, когда восьмерых приговорённых к казни, окружённых солдатами, вывели в тюремный двор. Сопровождаемый пением революционных песен и проклятьями заключённых, конвой вышел из тюрьмы и повёл заключённых по пустынным улицам Риги к Даугаве.
У набережной стоял минный катер Усть-Двинской крепости. При посадке в него снова вспыхнула борьба, смертники пытались броситься в воду. Им пришлось связать ноги и уложить их на дно катера. Катер пошёл к устью реки, на остров Магнусгольм.
Казнь планировали исполнить под покровом ночи. Но, когда узники прибыли к месту казни у береговых батарей, уже всходило солнце.
За крайним капониром были приготовлены врытые в землю восемь столбов и вырыта яма. У места казни вспыхнула последняя отчаяная схватка смертников с их палачами. Солдатам опять потребовались усилия для того, чтобы привязать приговорённых к столбам и надеть на их головы мешки. Бруно Мейерс кричал: «Запомните! Вам будет хуже нашего! Наша кровь падёт на вас!..»
Поручик выстроил солдат, зачитал приговор и скомандовал "пли!"
Сделали три залпа. Расстреляных вместе со столбами бросили в яму и закопали. Солдаты, исполнившие казнь, были мрачны и подавлены. Занимался тихий солнечный майский день.