Для понимания сути вопроса необходимо всего лишь сформулировать всего три понятия: собственность, товар и обмен.
Собственность - это отношение человека к вещи, как к своей, в рамках общественных отношений. Вещь является вашей только в том случае, если общество признаёт её вашей. Если же вдруг общество признает, что вы ею владеете незаконно, то вам с ним придётся расстаться. Законы же в отношении же интеллектуальной собственности упорно пропихивают, но народ массово сомневается, что за идею он должен что-то кому-то платить.
Товар - это вещь, удовлетворяющая какую-либо потребность и произведённая для обмена. Может ли идея удовлетворять потребность? Непосредственно - нет. Её нужно обязательно сперва воплотить в материальном виде, будь то книга, механизм или музыка. Можно ли идею обменять? Об этом - далее.
Обмен - это взаимообусловленное отчуждение собственности по добровольному соглашению. Когда я меняю свою монету на пакет молока, у меня отчуждают монету, а у магазина - молоко. Отчуждить у человека идею невозможно. Она останется при нём, если его не убить или не ввести в амнезию, на что ни один интеллектуал, конечно же, не согласится.
Таким образом, интеллектуальная собственность не вписывается в политэкономию. Это - искусственный конструкт, отражающий стремление буржуазной интеллигенции к ростовщической эксплуатации общества.
"Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать", - писал Пушкин, понимающий толк в данном предмете. Рукопись - это материальный объект, который способен быть собственностью, товаром и подлежать обмену в форме продажи. Но бегать, ловить и штрафовать всех, кто наизусть декламирует "Я помню чудное мгновенье" - таких мыслей у поэта не возникало.
Лев Толстой отказался от прав собственности на свои литературные произведения и навсегда разрешил всем и везде их перепечатывать.
Научная идея, произведение искусства, любой интеллектуальный продукт должны быть достоянием всего человечества. Их материальные носители имеют цену, сами же идеи, их свободная циркуляция - условие развития общества. И общество должно вознаграждать творцов используя нерыночные механизмы.